Фестиваль "Саянское кольцо": совковая организация и корневая музыка
Гран-при III Сибирского фестиваля мировой музыки "Саянское кольцо", завершившегося в минувшие выходные в поселке Шушенское Красноярского края получил хакасский ансамбль "Улгер". Артемий Троицкий, председатель жюри, вручавший Гран-при, назвал этот момент историческим.
"В первый год проведения фестиваля главный приз фестиваля уехал в Туву, затем победителями стали артисты из Якутии, а сегодня Гран- при получают ваши соседи - ансамбль из Хакасии", - сказал он. На фестивале ансамбль из семи музыкантов исполнил нон-стопом пять этнических песен в сопровождении национальных инструментов. Призовые деньги артисты планируют истратить на развитие ансамбля, пишет РИА "Сибирь". Руководитель ансамбля Вячеслав Кученов ответил, что статьи расходов будут обсуждать и тщательно продумывать. Кстати, победа для ансамбля оказалась совершенно неожиданной. Кученов добавил к этому, что они просто поехали показать себя. В планах "Улгера" - участие в российских и международных фестивалях. Обладатель Гран-при получил денежную премию в размере 100 тыс рублей. Первый приз в номинации "За вклад в сохранение народной культуры" среди коллективов получил ансамбль аутентичной музыки (Иркутск). Первый приз в номинации "За верность традициям" и денежную премию 45 тыс рублей получил ансамбль "Чети-Хаан" (Республика Тыва) и Лариса Модорова(Алтайский край). Первый приз в номинации "Яркий дебют", диплом лауреата и денежную премию 35 тыс рублей среди коллективов получил коллектив "Согласнички" (Кемеровская область). Среди солистов первый приз в номинации "Яркий дебют" получила Ева Каналас (Венгрия). Диплом лауреата и приз в номинации "Надежда Саянского кольца", 45 тысрублей получили Тувинский национальный оркестр и Елена Глебова (Москва). Специальный приз "За помощь в проведении фестиваля "Саянское кольцо-2005" получил Красноярский государственный ансамбль народной песни под руководством заслуженного работника культуры Российской Федерации Анатолия Хлопкова. Первое призовое место в номинации "Плодотворный эксперимент" в связи с отсутствием видимых претендентов в этом году не присуждено. Денежная премия в размере 50 тыс рублей в этой номинации переносится в призовой фонд фестиваля следующего года.. В связи с возникшими изменениями, жюри приняло решение учредить "Специальный приз жюри" обладателем которого стал Радик Тюлюш (Республика Тыва). Традиционное тувинское и алтайское пение, казачьи песни, экспериментальную музыку Евы Каналаш, совмещающую мотивы различных культур - все это и многое другое можно было услышать на фестивале "Саянское кольцо". Большинство зрителей расположилось в палаточном городке, недалеко от стадиона, где проходили основные выступления, сообщает радио "Абакан". В самом достопримечательном месте Шушенского, - музее-усадьбе, среди деревянного поселка разместился "Город мастеров". Здесь звуки бубна смешивались с шипением кузнечного горна, - прямо на глазах у зрителей молотобойцы делали свою работу. В городе мастеров можно было приобрести народные музыкальные инструменты, плетеную обувь, тканую одежду, глиняную и деревянную посуду. Особым спросом в жаркие дни фестиваля пользовались веера. Здесь же, в усадьбе проходили мастер-классы, например, по игре на тимер-хомысе, - традиционном хакасском инструменте. Это направление пришлось по душе участникам фестиваля, в дальнейшем оно будет развиваться, обещают организаторы. Хакасию на сцене представляли коллективы "Ульгер" и "Айланыс", а также певица Нина Тугужекова. Ансамбль "Ульгер" стал обладателем гран-при "Саянского кольца". Хотя, сами члены жюри говорят, что оценки здесь неуместны. А музыкальный критик и телерадиоведущий Артемий Троицкий считает сравнения, оценки и дипломы в этой области пережитком советского прошлого. С ним согласен и Лу Эдмондс, - известный английский музыкант и продюсер, знаток мировой музыки. Он же заметил на фестивале еще несколько признаков "советского союза". "Люди слишком далеко от сцены, - сказал он мне на гала-концерте. - Они должны быть здесь". И он указал на место перед музыкальной площадкой. Выступление Вадима Редькина вызвало недоумение мистера Эдмондса - он долго не мог понять, на каком языке поет Вадим, - русском или английском. Его движение коленом Лу назвал копией сценического поведения Рода Стюарта, и сказал, что люди должны исполнять "свою" музыку под "живые" инструменты. Артемий Троицкий также отметил, что сцена теперь стала практически недоступна для зрителей. Действительно, место выступлений было повернуто центральной частью к VIP-зоне размером приблизительно десять на двадцать метров. Все зрители расположились за ограждениями. Лишь журналистам удалось проникнуть за красную ленту. Однако и их вскоре попросили покинуть благоустроенную территорию, - приехал губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. Его непродолжительный визит внес некоторые коррективы в ход фестиваля. "Красную зону" оцепили милиционеры в парадной форме, скамейки здесь опустели, и даже музыка стала играть громче и как-то торжественнее. На сцену глава Красноярского края не поднялся. Несколько минут под шатром, короткий брифинг - и все. Из общения Хлопонина с журналистами стало ясно, что к этнической музыке он не проявляет особого интереса, но с ее помощью изучает историю родного края. Он сказал также, что намерен вывести "Саянское кольцо" на международный уровень, а для этого нужно развивать инфраструктуру Шушенского, создавать условия... Некоторые условия уже появились, - биотуалеты, усиленная охрана. Возможно, поэтому, фестиваль для зрителей стал теперь платным. Правда, цены организаторы считают символическими, - простые выступления - 50 рублей, гала-концерт - 100 рублей вход, еще 150 рублей - место под палатку. Артемий Троицкий в беседе с нами назвал такую коммерциализацию "палкой о двух концах" и выразил надежду, что, фестиваль останется "по-хорошему модным", а организаторы, сохранят его дух и это будет по-прежнему качественная "world music". Этот термин в русском языке открыл для англичан еще одно значение, которое им понравилось: "World music - cool music," - говорили они улыбаясь. |