Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

Рада, "Волга" и "Троица" создали волшебство на Ивана Купалу

В ночь с 8 на 9 мая в клубе на Брестской праздновали Ивана Купалу. «Волга», «Рада и Терновник», «Троица» и другие звезды этно-музыки дали один из самых красивых концертов завершающегося сезона.

Под клипы на большом видеоэкране, метафорически изображавшие сплетение русских этнических мотивов и традиционного лубка, фестиваль «Эклетника» открыл проект «Волга». Анжела Манукян со своими продвинутыми электронщиками давно уже стала терра ингкогнита для фолк-фестивалей. Никогда не знаешь, что ждать от этой энергичной женщины. Известно только одно. Прозвучит фантастический голос Анжелы Манукян.

Она умудряется с легкостью переходить от протяжных звонких кантилен к старушечьему, как бы язвительному, причмокиванию и распеву. Ни на секунду не теряет она нить своей истории, рассказываемой искренне и немного грустно.

Рядом с ней – чудо электронного прогресса. Кривоватый сук, сделанный из виноградной лозы. На суку натянута четвертая гитарная струна, звукосниматели слушают акустику сука от игры на этой струне. Инструмент называется звукосук, и на нем играет Юрий Балашов.

Алексей Борисов и Роман Лебедев колдуют над лэптопами, которые покрывают все звуковое пространство традиционным техно. Сам по себе этот стиль давно устарел, но ведь дело совсем не в электронных модностях. Игра голоса Анжелы с техно-экзерсисами электронщиков – вот что каждый раз заставляет удивляться и вслушиваться в музыку «Волги».

Под эту музыку множество людей весьма странного вида, странного для любого другого места, кроме фестиваля «Эклетника», танцуют странные же танцы. Оказывается, под русский техно-фольклор весьма подходит свободный джазовый танец. Его и танцуют, некоторые – с клюкой.

Уже когда «Волга» собралась закончить свой сет, из зала раздались умоляющие возгласы: «Еще! Еще одну!» Музыканты с удовольствием сыграли еще одну. Триумф «Волги».

Следующий участник, «Ветер воды», пока не дотягивает до уровня таких серьезных фестивалей. Там, где у глубоких музыкантов – высказывание, у «Ветра Воды» - наивный пафос. Непритязательные мелодии, слабенький вокал обоих солистов Дэна и Марии. Причем Дэн Скурида взялся петь в вокальной манере «Кукрыниксов», что уж совсем неуместно. Рядом со мной несколько человек откровенно задремали – плохой предвестник.

Но все изменило появление группы «Рада и Терновник». Группа Рады Анчевской за последние несколько лет превратилась в едва ли не самый мощный состав российской этно-сцены, и не только этно-сцены. Минимум музыкантов создают плотнейшую стену звука, на фоне которой нежно плещется звонкий вокал Рады.

Изысканные мелодии и мощный драйв создали совсем другую группу «Рада и Терновник», чем та, которую многие знали лет 5-7 назад. Почти исчезла проблема с дикцией у самой Рады, и зрители совершенно отчетливо слышат текст, пропеваемый ею. И очень хорошо, что исчезла. Потому что когда Рада забывает о дикции, теряется большая часть очарования этих «готичных» песен.

Пришла сыгранность. «Я себя слышу еще как, а Вовка (гитарист Владимир Анчевский) меня ювелирно слышит», - шутит Рада. И снова – тягучие длинные вокализы, со спуском на тон, и отрывистым обрезыванием на септах. «Почти новая песня! – подкрался Владимир к микрофону и спел тут же дурашливо, - ля-ля-ля!»

Главный хит последнего периода «На перекрестьи трех дорог» играется не столь жестко, как на недавних «Пустых Холмах», но очень пронзительно. Выведенная вверх бас-гитара Игоря Черных дает основательность и спокойную мощь.

На экране – голубые капли, растекающиеся в иероглифы. Рада замечает: «Все мысли, все чувства пересекаются с народными визуализациями! Сами мы и не стараемся подлаживаться под них!» Сразу возникла ассоциация мягких, плавленых партий гитары Анчевского с ручьями и лесными протоками. Порой его гитара похожа на саундтрек к «Мертвецу».

Но - танцевать! Такую самоидентификацию вызвала Рада у присутствующих девушек, после чего их количество на танцполе стало зашкаливать все приличные пределы. Девушки совершенно естественно извиваются вслед голосу Рады, и пропевают слова, и совершенно растворяются в музыке. Последний раз я такое наблюдал только на концерте Земфиры.

Рада заметила происходящее на танцполе. И удивленно повернулась к музыкантам: «Мы превратились в настоящую кабацкую группу!» На что зрители ответили ироничными аплодисментами.

Рада начала словно совсем другой смысл вкладывать в свои песни. Совсем не изменились слова. Но раньше в них бушевало трагическое неверие в Бога. А нынче – бурлит восхищение жизнью. Во всех проявлениях и нюансах.

Иван Кирчук приехал без остальных музыкантов прославленной «Троицы». И начал с утомительного документального фильма о своих встречах с простым белорусским народом. Судя по всему, он внимательно выслушивал незатейливые беды и радости колхозников, пел с ними за столом, и вообще сильно этим походил на батьку Лукашенко.

Но все странности кинопропаганды искупило искреннее глубокое выступление Кирчука. Аккомпанируя себе на множестве народных инструментов, он спел множество народных же песен. Удивительнейшим образом не возникло ни капли пошлости, ни секунды неискренности. Было ощущение, что Кирчук только что вернулся с уборки урожая, и решил спеть для своих друзей в зале что-то самое теплое и доброе.

На фестивале в эту ночь Ивана Купалы выступило еще множество групп, но мы остановимся на этом. Ибо нельзя объять необъятное. Праздник удался. В зале сидели счастливые люди, и не могли оторваться от сцены. Значит, удался.

Вадим ПОНОМАРЕВ