За свои почти уже тридцать лет Иван Ургант успел получить высшее актерское образование, засветиться в кино, стать лицом нескольких телеканалов и поздравить всех с Новым, 2008-м годом.
В самую жаркую актерскую страду, которую в народе окрестили просто "елками",
Иван Ургант рассказал "Итогам", как он дошел до такой жизни и сохранил при этом
чувство юмора.
- Иван, признайтесь, "елки" не поднадоели?
- На самом деле непосредственно в детских "елках" я не участвую.
Хотя для взрослых в Новый год действительно работаю уже лет двенадцать. Особенно
люблю всякие премии и церемонии, потому что они всегда полны веселых казусов,
стимулирующих чувство юмора ведущего. То модель со сцены упадет, то в зале свет
выключат, то Ксения Собчак к микрофону выйдет... Многие ведущие, попав на
телевидение, становятся популярными, и для них открывается удивительный мир
корпоративных праздников. Этакое царство нетрезвых сотрудниц бухгалтерии и
играющих в боулинг представителей службы безопасности. Я же, напротив, сначала
вел всевозможные вечеринки, пока на одной из них не встретил фею телевидения.
Так что праздники всегда со мной.
- И какой был самым необычным?
- Такие вопросы меня ставят в
тупик. "Расскажите смешной случай, который произошел с вами на съемочной
площадке". Да буквально все, что там происходит, смешно и необычно. Впрочем, в
последнее время стал себя ограничивать в количестве мероприятий, которые я веду.
- Был момент, когда вы проснулись знаменитым?
- Хотелось бы,
конечно, сыграть в фильме Романа Поланского "Пианист", получить за него "Оскар"
и проснуться Эдрианом Броуди. Но у меня было все постепенно. На МТV у меня была
аудитория возрастная. На глазах изумленных родителей дети неожиданно срывались с
места и бежали ко мне, протягивая на подпись свидетельство о рождении и вызывая
переполох на Московском вокзале города-героя Ленинграда.
- Нравится,
когда узнают?
- Раньше я думал: скорей бы! А теперь... Но никто,
слава богу, на части не рвет. Да и в одежде я хожу неброской, не ношу ни золота,
ни мехов. Иду тихо, ссутулившись, надвинув на брови буденовку... Хотя, постойте,
как-то раз я все-таки проснулся знаменитым. Когда в прессе появилась информация
о том, что я сменю Александра Маслякова в КВН. По-настоящему мощная, интересная
утка.
- Выходит, правда, что популярным сегодня можно стать только
благодаря телевидению?
- Напротив. Это в 90-х популярность "ковалась"
в основном благодаря быстро развивающемуся телевидению. Сегодня, мне кажется,
дело как раз за кино. Хотя бы потому, что предлагают по два сценария в неделю. И
это мне, человеку, который пока не зарекомендовал себя на кинематографической
стезе.
- Да уж. В картинах вы снимаетесь каких-то незаметных.
- Что
поделать? Ведь когда мы соглашаемся, верим: вот оно, то, что надо, один шаг - и
Люк Бессон вложит в твою дрожащую потную ладошку "Золотую пальмовую ветвь". Я
убежден, что верить в это необходимо.
- Ну, премию ТЭФИ вы уже
получили...
- Для меня стало совершенной неожиданностью, что
телеакадемия отметила проект "Цирк со звездами", но он правда очень милый, и
работал я с большим удовольствием. Мои извечные опасения, что при монтаже многие
шутки вырежут, на этом шоу не подтвердились. За что отдельное спасибо
продюсерам.
- Вы сами до проекта в цирке бывали?
- А как же. Проводя веселые
праздники. Это, знаете, когда слонов просят выйти, а на манеж на несколько
секунд заводят банкиров. Шоу "Цирк со звездами" и рекламировать как-то глупо. Я
бы хотел предложить всем просто сходить в цирк. Не пожалеете. К сожалению,
вынужден констатировать тот факт, что на телевидении это чудо работает не на
полную катушку: невозможно передать на экране ощущение от цирка. Процентов
семьдесят съедается.
- Например, неповторимый запах.
- Это
важная составляющая цирка. Причем запахи в цирке всегда разные, и у каждого есть
свое название. Например, "испуганный конь", "смеющийся тигр" или "у акробата
вчера был день рождения". Почти все люди, которые участвуют в этом проекте, мне
хорошо знакомы. С некоторыми из них я даже иногда созваниваюсь. И для меня они -
абсолютные герои. Смотреть, как человек идет по канату на высоте пяти метров,
зная при этом, что, если он сделает один неосторожный шаг, все его будущие роли
в кино могут достаться тебе...
- Интересно, а на коньки в другом шоу
Первого канала - "Звезды на льду" - вам встать предлагали?
-
Предлагали. Но как раз так удачно совпало, что мы уехали снимать "Одноэтажную
Америку". Пришлось отказаться.
- Когда мы оценим, ради чего?
- Надеюсь, этот 16-серийный фильм
выйдет уже в январе. Во всяком случае, после недавнего брифинга с Владимиром
Владимировичем у него на кухне я выяснил, что все движется в нужном
направлении.
- Это вы сейчас, простите, пошутили?
- Какие
шутки? Я с ним сорок пять дней в одной машине проехал!
- Фу ты, бес
попутал. В последнее время это слишком популярное имя-отчество.
-
Поверьте, есть у нас еще несколько Владимиров Владимировичей.
- Тот,
который Познер, вас удивил?
- Для меня этот проект был просто
подарком. И опытом колоссальным. Причем в совокупности: сам Познер, Америка, про
которую рассказывает Познер, даже элементарное шестинедельное отсутствие в
стране, практически без мобильной связи... Конечно, я знал, что поеду в
путешествие не с замкнутым самовлюбленным нарциссом, жующим недорогую
жевательную резинку. Но Познер превзошел мои ожидания. Он оказался удивительно
интересным. Владимир Владимирович пришел на телевидение как журналист,
публицист. Он привык анализировать. Я же если и подвергаю что-то тщательному
анализу, то, скорее, внешность окружающих. У нас немножечко разные
профессии...
- Как распределились роли?
- Мужские исполнял
Владимир Владимирович, женские пришлось взять на себя мне. И детские тоже.
Честно говоря, я видел пока только одну серию, но, кажется, проект очень
любопытный. Есть про что узнать, на что посмотреть, о чем подумать. У нас с
Владимиром Владимировичем не получилось конфликта по поводу того, хорошая
Америка или плохая. Для драматургии конфликт очень важен, но ничего не могу
поделать, мне эта страна тоже очень понравилась.
- А по сцене
выпускник театрального института не тоскует?
- Просто все так
совпало. В театре на момент окончания института, а это был 99-й год, ничего
интересного не предлагали. А финансовые приоритеты, совершенно очевидно, можно
было найти на телевидении. Я, конечно, всегда подглядывал за папой из-за
портьеры... Он, кстати, серьезно относится к театру, как раз сейчас достаточно
много работает. И вопроса, вести гламурные вечеринки или служить в труппе, для
него не было. В его время, чтобы вести в Ленинграде корпоративные праздники,
надо было работать инструктором комитета комсомола.
- Вы говорите
Ленинград. Срывается с языка?
- Почему-то мне нравится называть
город-герой именно так. Хотя я помню, как лет в тринадцать-четырнадцать все мы
радовались, что вернули дореволюционное название. Естественно, я говорю
Ленинград, не связывая его с человеком, предоставившим свое звонкое имя. Скорее
- с тем временем, которое сам не застал, но по которому немножечко ностальгирую.
60-70-е годы, Ленинград Бродского, Довлатова...
- И в какой-то мере
ваших родителей. Вы же были актерским мальчиком?
- Если вы
вкладываете в эти слова образ мальчика, который все время носит в кармане румяна
и помаду, то, безусловно, да. А вообще я был ребенком достаточно обычным: все
свое бессознательное детство провел в театре. Гулял по Измайловскому садику, в
котором находится Молодежный театр, куда мама уходила на репетицию. Так совпало,
что в последнем классе школы я уже ходил на занятия курса театрального
института. Все получилось само собой, даже без волнующих вступительных туров. Я
просто пришел и прочитал перед всем курсом несколько произведений. Кстати,
читать перед незнакомыми сверстниками страшнее, чем перед
преподавателями.
- Что читали?
- Владимира Владимировича.
Тут давайте оставим читателям пробел - пускай впишут фамилию сами. Между прочим,
интересно, произведения какого Владимира Владимировича будут читать при
поступлении абитуриенты наступившего года? Еще сказку Андерсена, басню Крылова и
незатейливое стихотворение, которое начинается словами "Я вас люблю, - хоть я
бешусь". Когда папа услышал, что я собираюсь читать, он скривил лицо.
- Зато в театральном институте знаменитая фамилия наверняка облегчала
жизнь.
- Наоборот, мне всегда ставили в пример моих бабушку с
дедушкой и родителей, ведь все они учились в том же вузе. Им было приятно, что
они учили моих родителей. И мне было приятно, когда мне постоянно говорили: "Ой,
как ты смешно упал! Прямо как папа!" Тем не менее не могу сказать, что фамилия
Ургант была основным двигателем моего образования и карьеры.
- Она
подробно расписана в вашей официальной биографии...
- О том, как я
играл 12-го стражника в театре без всякой перспективы сыграть 11-го?
-
И о том, как работали барменом, пели в ресторане испанские песни и служили в
стриптиз-клубе под псевдонимом Жан-Мишель.
- Да помню я, помню. Это
уже притча во языцех. Такую биографию я написал, когда еще работал на канале
MTV, абсолютно не предполагая, что ближайшие десять лет ее будут использовать
как единственный источник информации обо мне.
- Но музыкой-то вы
действительно занимались?
- Вот это чистая правда. Всегда любил
музыку: в какой-то момент я быстренько понял, что мальчик с гитарой вызывает у
девочек больший интерес, чем мальчик без гитары. Я знал массу песен о любви,
которые надо петь немножко в нос, гулял по двору с гитарой. Мы и с магнитофонами
ходили. Сейчас дети, к сожалению, лишены элитного счастья: запасшись советскими
батарейками, взять свой кассетный магнитофон и, положив его на сгиб локтя,
пройтись туда-сюда вдоль набережной канала Грибоедова...
В какой-то
период своей жизни я вообще думал, что стану музыкантом, во всяком случае очень
этого хотелось. Даже в консерваторию собирался поступать. И в 18 лет записал в
Ленинграде альбом: у меня было невероятное желание петь и писать песни, а у
продюсера Максима Леонидова - стремление помогать в осуществлении этой идеи.
Сегодня я дошел до счастливой отметки в своей биографии, когда понимаю, что мне
уже необязательно выступать в Кремлевском дворце с двадцатью пятью сольными
концертами подряд. Можно просто собрать небольшое количество прекрасных
музыкантов и записывать пластинки в свое удовольствие. Что я, собственно,
недавно и начал делать.
- Не боитесь, что в карьере телешоумена в
какой-то момент сработает возрастной ценз?
- Что вы имеете в виду?
Жанра, в котором работаю я и еще несколько человек, до недавних пор на нашем
телевидении просто не существовало. И перед глазами нет примеров старших
товарищей. А возрастной ценз... Приведите пример, чтобы он сработал.
- Но у нас не так много шоуменов солидного возраста. Кроме Якубовича
никто в голову не приходит.
- Секунду. Мне как раз в голову приходит
в первую очередь Александр Анатольевич Ширвиндт, который обладает уникальным
качеством - что бы он ни сказал, я знаю точно: мне обязательно будет смешно. А
что касается телеведущих, то я знаю еще несколько фамилий кроме фамилии
Якубович. Просто они живут в другой стране.
- Где-то за
океаном?
- Вот именно. Там в этом смысле все в порядке. Но и у нас
все движется в нужном направлении. Если лет пятнадцать назад все дружно смотрели
программу "Оба-на!" и воспринимали ее как тоненький лучик света в темном царстве
сатиры... В последнее время таких лучиков становится все больше. Тот же "Комеди
Клаб".
- Некоторые негодуют по поводу засилья юмора на отечественном
телевидении...
- А разве на телевидении много юмора? На телевидении
огромное количество передач, которые с удовольствием помечают в программках как
юмористические. Меня это не пугает. Несколько лет назад все сетовали на
реалити-шоу, сегодня в большом почете программы, в которых принимают участие
звезды, через пару лет будет еще какое-нибудь нашествие. И так мало-помалу рано
или поздно мы придем к масштабной ретроспективе Ираклия Андроникова и Юрия
Лотмана.
- Официальное звание "лица Первого канала" накладывает
ограничения?
- Скажем так: есть несколько вещей, которые мне делать
не рекомендовано. Остальное - на личной совести. Единственное жесткое условие
моего контракта - находясь на 5-й улице Ямского Поля, не припадать к дверям и не
целовать табличку телеканала "Россия".
- Ваше лицо ведь и там
побывало.
- Побывало. И там в контракте были обратные
условия.
- А наголо можете подстричься?
- Вы просто не в
бровь, а в глаз: я обязательно это раз в год делаю, стараюсь подгадать под
первое января. Очень рекомендую всем читателям "Итогов": 8 января - еще не
поздно. Потрясающие ощущения, каждый раз - как начало новой жизни. Хотел было
предложить взять и побрить наголо всю страну, но подумал, что это уже несколько
раз было сделано и совершенно по другим причинам. Поэтому пускай бритая голова
станет самостоятельным выбором каждого.
- Отказаться от проекта право
имеете?
- Я это делал, и неоднократно. Когда оказался на канале НТВ,
мне предложили вести "Фактор страха". Один из старых загранпаспортов до сих пор
украшает аргентинская виза. Я попрощался с матерью, поцеловал петербургскую
землю и приготовился к полету на два месяца в Аргентину. Но выяснилось, что моя
точка зрения на программу расходится с той, которой придерживается руководство.
Я настаивал: на полном серьезе сообщать людям о том, что они будут есть овечьи
глаза, не стоит. Меня убеждали в обратном. Победила дружба. То есть люди ели
овечьи глаза в Аргентине, а я в Москве готовился к другим съемкам. Есть
продюсеры, которые мне доверяют, есть те, кому доверяю сам. Бывает, что
взаимности не случается. Так или иначе, ведущие в подготовке программы участие
принимают. Чаще всего это связано не с общей концепцией, а с их собственной
ролью, впрочем, все зависит от проекта. Иногда не возникает вообще никаких
споров и трений. И ты плывешь, как сонная рыбка в теплом Гольфстриме, навстречу
телезрителям. К слову, именно таким - совершенно беспозвоночным - я чувствую
себя на записи новогодних программ. То есть когда мне говорят: "Иван, наденьте
шиньон и обнимите ель!" - я с улыбкой подчиняюсь.
- А своя собственная
телевизионная мечта у вас есть?
- У меня есть программа, которую
очень люблю, - "Смак". Вот там есть всякие сегментики, в которых я с гостями
обнаруживаю упоминания о еде в мировой литературе. С большим удовольствием. А
что касается будущего... Никакого четкого плана в моей голове нет, оттого я так
рад принимать участие в самых разных программах. Я очень люблю то, чем
занимаюсь. К сожалению, мне не хватает десяти лет, проведенных после института в
театре. Но быть ведущим - это тоже в общем-то серьезная профессия, которой нужно
овладевать и в которой необходимо плавно развиваться. Честно говоря, это
невероятно приятно: люди видят меня и сразу понимают, что сейчас этот небритый
опять пошутит. И улыбаются.