Не прошло и года после выхода альбома «Алисы» «Стать Севера», как группа разродилась новой работой с замысловатым названием «Пульс хранителя дверей лабиринта».
На презентации пластинки корреспондент InterMedia2 и music.km.ru поговорил с лидером «Алисы» Константином Кинчевым.
- В новом альбоме присутствуют цитаты, пущенные в обратную сторону.
Зачем надо было их так зашифровывать?
- Потому что хотелось показать
некое Зазеркалье. Дать возможность уважаемой публике прикоснуться к этой сказке.
То есть, «Алиса в Зазеркалье» - вот таким вот образом.
- А
расшифровывать каждый должен был своими силами…
- Конечно.
- Цели воздействия на подсознание, я так понимаю, не
было…
- Нет, разумеется. Никакими «психологическими технологиями
воздействия» я не занимаюсь.
- Противники рок-музыки от
Церкви утверждали, что «битлы» и многие другие западные музыканты использовали в
своих альбомах фразы, прокрученные задом наперед, как некие скрытые сатанинские
послания. Понятно, что эти «аргументы» не выдерживают серьезной критики. Но,
может быть, в ваших «зазеркальных» цитатах присутствует некая полемика с этим
опытом?
- Нет, честно говоря, не было такой задачи. Но, коли уж на
эту тему говорят, то, наверное, есть какие-то методики, которые воздействуют на
подсознание. Просто я ими не владею, с ними не знаком, поэтому комментировать
сложно. Если бы я владел, и знал, что действительно что-то из этого работает,
то, может быть, еще бы подумал, стоит ли их включать в альбом. Но здесь ничего
зашифрованного внутри самих песен нет. А то, что я позволил себе выложить цитаты
в обратном направлении – так это при минимальной компьютерной программе все
легко переворачивается и встает на свои места.
- А по какому
принципу отбирались цитаты?
- В общей сложности, там три цитаты.
Остальное – мои размышления. Потому что мне, например, показалось, что песня
«Пересмотри» созвучна кодексу царя Хаммурапи: «Посмотришь на
него - человек как человек, а внутри – город, дымящийся в руинах», который мы
использовали в эпиграфе к альбому «Дурень». Далее – «выше правды есть любовь,
выше закона - милость, выше справедливости – прощение» - это размышление,
звучащее перед песней «Горько», я услышал от великого русского актера Евгения
Леонова.
- Я читал, что это, на самом деле, выдержка из
православного катехизиса.
- Может быть! Просто я это услышал
изначально у Леонова. Ну и, наконец, мой жизненный девиз поставлен перед «Стать
песней»: «Хочу прожить жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно
прожитые годы». То, что я себе позволил поставить в финале первого альбома
«Энергия». В новом альбоме она тоже очень логично расположилась. И потом – мне
часто задают вопрос журналисты, о том, что во мне изменилось и какую цитату я бы
сейчас объявил своим жизненным кредо, по прошествии стольких лет. И я отвечаю:
конечно же, ничего не изменилось. Именно так, как я заявил в своем первом
альбоме, и сейчас могу сказать то же самое. Интересно читать, как интернетовские
всезнайки, рассуждая на самые разные темы, не в курсе, кому принадлежит эта
фраза. А это Николай Островский, книга «Как закалялась сталь».
А не Паустовский и уж, тем более, не Бианки,
как подумывают некоторые юные, но считающие себя очень образованными, головы
(смеется).
- Очень поразил финал песни «Рикошет»,
посвященной памяти вашего друга Александра «Аксенова» Рикошета: «Думал, что
войду раньше в эту дверь, оказалось – Рикошет». Насколько у вас были веские
основания считать, что вы уйдете раньше него?…
- Потому что как-то
даже и мысли не было, что Рикошет уйдет раньше!
- Откуда в этой песне появились цитаты из Рикошета – в
проигрыше и в финале?
- В середине песни, когда Рикошет говорит:
«Смерть подступает все ближе и ближе – еще один товарищ покинул нас» – это его
размышления, посвященные смерти Свиньи из «Автоматических Удовлетворителей».
Просто после смерти Рикошета мне достался его диктофон, где это и было записано.
Рикошет ходил и наговаривал в диктофон свои мысли – для книжки и для песен. Ну
и, соответственно, автоответчик с его голосом тоже остался. Он прощается,
поскольку не дозвонился, и говорит: «Обнимаю, Рикошет». Это использовано в конце
песни «Рикошет».
- А можно ли ассоциировать образ Хранителя
Дверей Лабиринта прямо с Рикошетом?
- Можно ассоциировать с одной
конкретной личностью. Я пока называть ее не буду. Время придет – раскрою этот
секрет. Если шире брать - и Рикошет, конечно, в том числе – да, это всем им и
посвящено.
- Рассматривая даты создания ваших песен, я
заметил, что многие из них написаны в какие-то большие церковные праздники. Или
же накануне. Ощущаете ли вы свою вписанность в православный календарь и
подпитываетесь ли этими энергиями?
- Не знаю. Специально я на эту
тему не размышлял. Пишется песня – я ее и фиксирую, ставлю дату окончания.
Кстати, практически весь альбом «Пульс Хранителя Дверей Лабиринта» был сочинен в
январе 2007-го года. Был такой период: писались песни – ну я и создал костяк
целого альбома.
- Затрону больную тему. В новой композиции «Алисы» «Стать песней» есть строчка
«файера движением вверх!» После конфликта на декабрьском концерте в клубе «Б-1
Максимум», когда охрана избивала людей, жгущих файера, она воспринимается…
- Не надо воспринимать это буквально. В песне я просто отражаю
картинку, которую я вижу на каждом концерте. В общем, чего греха таить, мне это
очень приятно видеть. Хотя я знаю, что это, в принципе, опасно. И нужно с этим
поаккуратнее как-то быть.
- То есть думающие люди поймут, что это не
призыв к действию, а остальным все равно ничего не
докажешь?
- Остальные поймут, как всегда, что Кинчев – провокатор. Так
зачастую обо мне и говорят.
- Для вас важнее количество публики,
которая приходит на ваши концерты, или ее качество?
- Я благодарен всем
тем, кто пришел на концерт. Потому что люди потратили свое время, и за одно это
я должен быть им благодарен. Конечно, приятнее играть, когда собирается полный
зал. Но абсолютно точно могу сказать - когда зал не полный, возникает ощущение
преодоления. Потому что прокачать такой зал гораздо сложнее, чем заполненный.
Потому что энергетический обмен с полным пространством идет проще. Ведь в этом
случае ты можешь меньше отдавать, это все равно компенсируется за счет «объема и
массы». А когда меньше народу, это делать сложнее. И когда все получается –
здорово. Такие концерты я даже люблю порою больше, чем аншлаговые. Все это
происходит благодаря уважаемой публике. Поэтому я признателен всем. Пришло много
людей на концерт – спасибо. Пришло мало – ну что ж сделаешь, все равно
благодарен.
- В своей книге «Мой рок-н-ролл» Михаил Козырев рассказал
историю дружбы-вражды с вами. Он утверждает, что рассорился с вами после того,
как спросил, станет ли для вас врагом его гипотетическая дочь, если он отдаст ее
в еврейскую школу. Якобы вы ответили «да», и он обиделся. Хотелось бы сейчас
услышать точку зрения и другой стороны…
- Ну я, честно говоря, не помню
такого разговора. Жене своей в этой ситуации тоже доверяю: если она говорит, что
не было, значит, действительно не было. Вряд ли я мог себе позволить подобные
категоричные вещи – даже в период самого пикового неофитства. А что касается
дружбы с Козыревым, то ее, можно сказать, и не было. Были приятельские
отношения, которые в конце концов прекратились. Поскольку Миша в итоге решил,
что он вправе поучать меня, как мне жить. На что ему было сказано: «Поучайте
лучше ваших паучат». На этом наше общение и закончилось.
- На днях
скончался Егор Летов. Как вы восприняли эту весть?
- Смерть всегда
неожиданна. Вроде бы и готовишься к ней, и думаешь о ней, а она всегда находит
такие непредвиденные лазейки, открывая арт-обстрел с самых разных сторон. С
Летовым мы не были знакомы. Мало того, даже не виделись ни разу. Тем не менее я
воспринял его смерть очень-очень ощутимо. Жалко, очень.
- Его
творчество для вас много значило?
- Я всегда с особым пиететом и
уважением относился к его творчеству. Мировоззренчески во многом не соглашался,
мы не совпадали. Но то, что это был яркий и самобытный художник, – это
однозначно. Таких людей всегда жалко.
- Если будут какие-то концерты
памяти Летова, группа «Алиса» согласится на них выступить?
- Ну,
посмотрим. Все предложения рассмотрим. Почему бы и нет…