Андрей Клюкин: Сделать русский рок русским!
Многие заметили исчезновение год назад Андрея Клюкина из эфира «Нашего радио». А ведь Андрей был не просто ведущим живых концертов в прямом эфире, но и креативным директором рок-радиостанции, на нем же была основная нагрузка по проведению фестиваля «Нашествие».
Прошел год, и появилась новость о том, что Андрей Клюкин организует 16 августа фолк-фестиваль «Дикая мята» в парке Тропарево с бесплатным входом. И участники фестиваля заявлены более чем серьезные: «Ива Нова», Алевтина, «Северо-Восток», Мила Кикина, «Начало Века», «Полынья», «Медвежий угол», исторический театр «Ратоборцы», уличный театр «Феникс». То есть полноценный фолк-фестиваль, да еще со славянским уклоном. Мы поговорили с Андреем Клюкиным о том, зачем ему это надо и как он себе представляет ситуацию с нынешним русским роком. Я давно знаком с Андреем, поэтому мы на ты – так проще и откровеннее. – После работы на «Нашем Радио» с рок-мейнстримом ты вдруг делаешь этнофестиваль «Дикая мята». Почему? Мне-то кажется, что после нескольких лет подъема и расцвета сейчас в фолк-движении типичный спад, стагнация. – Я думаю, что это не стагнация, а обычный волновой спад-подъем. За последние три года работы на «Нашем Радио» я отслушал большое количество групп, которые хотели принять участие в «Нашествии». И примерно каждая пятая из приносимых демо-записей оказывалась фолком. Коллективов становится больше. Другой вопрос, что первопроходцам всегда тяжело. Они творят, работают, но денег это не приносит… В итоге группы разбегаются. Но это не означает, что наступает кризис фолк-направления. Это живое движение, в отличие от искусственно насаженного нам r'n'b. – Но как раз продажи рэп-музыки растут. Еще три года назад она совсем не продавалась. – Это же не музыка – это идеология. Причем извращенная. Начав с патетики гетто, рэпперы превратились в демонстраторов роскоши. То есть человек протестовал, потом ему дали миллион долларов, и он успокоился. Хип-хоп как музыка Люберец и других рабочих окраин мне интересен. Но к самой музыке это не имеет отношения, конечно. – У нас есть рекорд-лейблы, которые выпускают релизы новых рок-групп небольшими тиражами. Почему радиостанции в этом случае не поддерживают их? – Потому что это обречено на провал. Есть такой порог в нашей стране – три-пять тысяч экземпляров. Если таким мизерным тиражом выходит альбом, то калькуляция такая. Лейбл тратит пять тысяч на запись альбома и полторы тысячи на производство. Сеть музыкальных магазинов по России – три-четыре тысячи. Хотя бы одну пластинку в одном магазине да купят. Так что лейбл ничего не теряет, а в случае успеха – выигрывает. Но это мелкий бизнес по принципу «три тысячи потеряли – пять заработали». Если вдруг группа сама добьется успеха, то контракт с ней уже есть. Музыканту почти невозможно самому сломать эту систему. Хотя есть исключения вроде группы «5’nizza». Но нужны продюсеры. Если вдруг заполучить рецепт «Кока-колы» и начать продавать такой же напиток под другим названием, то уровня продаж «Кока-колы» все равно не достигнуть. Или это случится очень нескоро. Важен бренд. Нужно пять-десять-двадцать продюсеров. Иначе русский рок превратится в «Ретро FM» от рока. – Умному человеку сейчас есть резон идти в рок-продюсеры? – Я бы пошел. Если бы у меня был большой пул денег. Потому что сейчас нет ничего, вакуум. Если взять коллектив с идеей, и продвинуть его, можно реально добиться успеха. Люди готовы платить, но платить за настоящий качественный концерт, в котором продумана каждая мелочь. Например, приезжают Massive Attack – и у них компьютерное шоу на экранах, адаптированное для русского зрителя, вплоть до последних мелочей. После этого концерта я раздарил друзьям все пиратские пластинки этой группы и пошел покупать лицензионные дорогие издания. Я понял, что эти ребята тратят деньги на дело. – Стали проявляться продюсерские проекты тех немногих продюсеров в роке – «Знаки», «Провода» и т. д. Как ты относишься к этой тенденции? – Сама по себе мысль работать с продюсером, который готов вкладывать деньги в рок-музыку, очень хороша. У каждого из продюсеров – свой опыт, свои вкусы. Но таких людей должно быть не три, а тридцать три. Я не считаю пока, что есть какой-то прорыв. Меня эти группы не поразили. Хотя они записываются в отличных студиях, в них играют профессиональные крутые музыканты. Но чего-то не хватает… – Мне показалось, что название фестиваля «Дикая мята» – отсылка к чаю, к стилистике чайных домиков. Когда пьют чай, а не пиво. – Уличные театры на ходулях разрушат отсылку к чайному домику. И группа «Ива Нова» тоже играет вполне энергичную музыку. Мы очень надеемся, что придут позитивные люди. Как это бывает на «Пустых Холмах». А также хочется, чтобы на фестиваль можно было придти с детьми. Когда мы объявили о мероприятии, нам сразу стали помогать совершенно разные люди, которые сами находили нас. Вот что удивительно! Возможно, фолк-музыканты окажут воздействие на рок-музыкантов, и современный русский рок тоже обратится к своим корням. Гуру КЕН, для Mail.ru |