Двойники эстрадных звезд. Проблема есть, решения - нет
Настоящим артистам летом, как правило, не до любителей-подражателей. «Чес» подразумевает плотный график гастролей и неплохие доходы, которые по осени считают. В этом году даже панк-группа «Король и шут» решилась наряду с Валерией, Глюкозой и Кристиной Орбакайте подзаработать на курортной публике.
Настоящие артисты обычно выступают на главной площадке города. Между тем на соседних – в основном в небольших ресторанчиках и маленьких концертных залах – преспокойно чувствуют себя многочисленные пародисты, без зазрения совести выдающие себя за мегазвезд. Безусловным лидером по числу «пародий» является Верка Сердючка. Объяснение простое – «слизать» эту народную любимицу проще всего: нацепил пестрый костюм, грудь-подкладку, замаскировался под толстым слоем грима, добавил немного украинского акцента – и образ готов. При входе в одно из кафе поселка Лазаревское, что близ Сочи, корреспондент «Новых Известий» увидел следующую афишу: «Секс-символ железных дорог стран СНГ, легендарная проводница ВЕРКА СЕРДЮЧКА с участием шоу-балета». И, лишь подойдя поближе, можно было разглядеть надпись маленькими буковками: «Киевский театр пародий». Последняя, еле заметная оговорка – единственная надежда двойника на то, чтобы выдать свою деятельность за легальную. Именно поэтому число «театров пародий» растет на курортах и в провинции как на дрожжах. Несмотря на то что Сердючку относительно легко скопировать, между зрителем и артистом-пародистом в Лазаревском вывешивают полупрозрачную материю. Чтобы не заподозрили что-нибудь неладное и не учинили скандал. Имени псевдозвезды никто не узнает, его представляют именно как Сердючку. «О том, что Сердючка не настоящая, догадываются не больше половины присутствующих, – вдруг разоткровенничалась с «НИ» одна из официанток заведения. – Некоторые зрители сомневаются, но им по большому счету все равно. Особенных скандалов, связанных с этим, я что-то не припомню». В местечке Кабардинка, что в пригороде Геленджика, откровенным обманом предпочитают не заниматься, но «маленькие концертные хитрости» все-таки используют. «Вы увидите любимых артистов – Бориса Моисеева, Глюкозу, Валерия Леонтьева», – зазывают из мегафона идущих на пляж туристов организаторы концерта. Правда, через два раза на третий все-таки оговариваются, что граждан ожидает всего лишь «московское шоу двойников». Впрочем, и «театры пародий» в последнее время попали под тотальный гнев большого шоу-бизнеса и правоохранительных органов. Год назад в крымском сакском санатории Министерства обороны сотрудники милиции задержали фальшивую Верку Сердючку, сообщает корреспондент «НИ» в Симферополе Екатерина МАКСИМОВА. В ходе операции двойник был взят с поличным в гримерке актового зала санатория. Им оказался молодой человек по имени Владимир. У него отобрали фальшивую грудь, костюм проводницы и арестовали звуковую аппаратуру. Задержание лже-Сердючки было инициировано сотрудниками киевского предприятия «Служба экономической безопасности», специализирующейся на защите авторских прав и борьбе с подделками. Посмотреть на этот фатальный концерт «Театра пародии Макса Костерина» из Киева прилетели адвокат Андрея Данилко (так на самом деле зовут Сердючку) Александр Мисенко и менеджер актера Игорь Клинков. Последних больше всего возмутило то, что во время концерта лже-Сердючка предлагала покупать нелицензионные аудиозаписи и разрешала фотографироваться с собой. Как считает г-н Мисенко, концерты «Театра пародии» нанесли ущерб имиджу актера Данилко. «Монологи, которые читал со сцены двойник, просто вульгарны. Он совершил уголовно наказуемые действия», – заявил «НИ» адвокат Сердючки. Окружение Андрея Данилко уже ловило за рукав студента Киевского университета культуры и искусств Богдана Билоножко, который тоже выдавал себя за Верку. Устроили показательный суд, который полностью удовлетворил требования Данилко. Билоножко обязали выплатить свыше 650 тысяч гривен (около 170 тысяч долларов). Однако и в России лже-Сердючкам грозит опасность. Сотрудники российского Управления по борьбе с экономическими преступлениями задержали в Карачаево-Черкесии жителя Запорожья Андрея Завгороднего. Поскольку подражание Сердючке не относится к разряду тяжких преступлений, с Завгороднего взяли подписку о невыезде, а тот при первой же возможности улизнул в неизвестном направлении. Очевидно, в кого-то переодевшись. Из российских артистов больше всего страдают от двойников «Новые русские бабки». По той же причине, что и Верка: «бабки» – это много костюмов и грима, а значит, скопировать их легче. В Ростове-на-Дону под вывеской «Театр пародий «Кривое зеркало» объявились «Новые русские бабульки», очень похожие на оригинал, и приступили к «южному чесу». За руку их поймал сочинский Комитет защиты прав потребителей. Пострадавшие «оригинальные Бабки» в отличие от Сердючки поначалу решили действовать методом управдома из фильма «Бриллиантовая рука», а именно вывесить фамилии негодяев на официальном сайте и пригрозить площадкам, на которых те выступают, что настоящий коллектив там уже никогда не выступит. Однако затем решили все-таки «дожать» двойников. Теперь с «бабулек» взята подписка о невыезде, а в эти выходные директор настоящих «Бабок» Татьяна Ефремова отбывает на аудиенцию к сочинскому следователю и надеется, что дело будет передано в суд. Впрочем, в интервью «Новым Известиям» г-жа Ефремова призналась, что в ее практике были случаи, когда двойников «Бабок» принимали те же дома культуры, в которых выступал и настоящий коллектив. Менеджменту артистов ссориться с директорами ДК и бойкотировать их невыгодно: «Мы просто рассылаем факсы о том, что такие-то люди нарушают наши права, а дальше все на совести руководителя площадки». Пока директора артистов один за другим наведываются к следователям в надежде защитить права своих подопечных, чиновники из отделов по делам культуры курортных городов рапортуют, что на пути двойников звезд на Черноморском побережье поставлен надежный заслон, – сообщает корреспондент «НИ» в Краснодаре Сергей ПЕРОВ. Чиновники ссылаются при этом на неукоснительное исполнение постановления губернатора № 504, подписанное еще Николаем Кондратенко. По официальным данным, последний раз двойник, внаглую выдававший себя за Шуру, при абсолютной непохожести на оригинал был пойман возмущенными зрителями в одной из станиц Кубани. Двойника любители творчества Шуры побили и сдали в руки милиции, на суде он раскаялся, а потому ограничился условным наказанием. По мнению Сергея Жука, руководителя отдела культуры администрации города Туапсе, ситуация с двойниками выглядит так благостно все по той же причине. Исполнители, выступающие по пансионатам, откровенно пишут на своих афишах, что концерт является пародийным. Таким образом, одновременно на побережье могут петь и танцевать пять-шесть Верок Сердючек, парочка Валериев Леонтьевых и неопределенное число Матрен и Цветочков, причем последние выделяются в сторону полной идентичности с оригиналами. Чиновники в отличие от директоров артистов не считают «театры пародий» незаконными предприятиями. «Наличие гастрольного паспорта, который директор группы обязан получить в Краснодаре в краевом департаменте культуры, снимает все вопросы с нашей стороны. Причем это касается только иногородних коллективов, местные же, кубанские, имеют право выступать на всех площадках региона», – отметил в разговоре с корреспондентом «НИ» Сергей Жук. Из местных коллективов известен прежде всего сочинский центр пародий, располагающий неопределенным количеством клонов звезд и коллективов. Таким образом, отдыхающих потчуют, как правило, суррогатом от эстрады, но суррогатом официально разрешенным. «Теневой шоу-бизнес» широко распространен и далеко за пределами курортных городов, а объектами копирования становятся не только «переодевающиеся» артисты. Корреспондент «НИ» Ольга РОМАНОВА сообщает, что подобный случай произошел в 2003 году в Хабаровске. В местный окружной Дом офицеров приехала группа «Рефлекс». На второй песне зрители первых рядов обнаружили, что перед ними не те девушки, которых они видели в видеоклипах и на афишах. Зал взбунтовался, «певицы» успели скрыться. Милиция буквально сняла двойников с поезда. Уголовное дело по статье «мошенничество» было возбуждено и в отношении продюсера лже-«Рефлекса» (кстати, бывшего продюсера настоящей группы «Рефлекс»). Сотрудниками милиции он был доставлен из Москвы в Хабаровск и водворен в следственный изолятор. Несколько лет назад в Воронеже появились двойники популярного коллектива «Дискотека Авария», сообщает корреспондент «НИ» в Воронеже Роман ПРЫТКОВ. Дело обстояло так: группа должна была приехать в Воронеж с концертом, но в последний момент организаторы отказались принять их, видимо, решив, что не окупят своих расходов. Но концерт все же состоялся, при этом афиши гласили, что в город приезжает настоящая «Дискотека Авария». Сначала на сцене дворца спорта «Юбилейный» выступила местная команда КВН, затем воронежские танцевальные коллективы, после часового «перерыва» на сцену выползла «псевдоавария»: еле держась на ногах, молодые люди открывали рты под фонограмму. Внезапно оказалось, что часть «фанеры» потеряна, и ребятам пришлось ретироваться. Организаторы мероприятия так прокомментировали происшедшее: «Мы не обещали настоящей группы, а устроили пародию на ныне популярную команду. Это же КВН, понимаете?» В Воронеже замахнулись даже на популярных зарубежных киноперсонажей. По городу пронесся слух: «Ришар приехал в город и вот-вот выступит в одном из кинотеатров перед сеансом». Возник ажиотаж, люди рыскали по Воронежу в поисках билетов. По слухам, этим успели воспользоваться билетные спекулянты. Но знаменитый комик так и не приехал. Зато уже много лет после некоторых сеансов фильмов с Ришаром в воронежских кинотеатрах раздается дружный выдох. Включается свет, и из кресла в зале встает Пьер Ришар. Точнее – мужчина в плаще, похожий на знаменитого актера, как брат-близнец. Виталий Воробьев – двойник Ришара – познакомился с комиком зимой 2003 года в Москве, общался со звездой всего несколько минут и утверждает, что та встреча – одно из главных впечатлений его жизни. Впрочем, иной раз настоящие звезды являются причиной нешуточных скандалов. Про два-три состава одной и той же группы со времен «Ласкового мая» написано уже немало. Однако не брезгуют известные персоны и откровенным обманом. Как сообщает собкор «НИ» Станислав АНИЩЕНКО, в Волгограде произошла самая громкая на сегодняшний день афера, жертвами которой стали поклонники «Клуба Веселых и Находчивых». Весной 2003 года бывшие игроки команды КВН «Новые армяне» Арман и Артур Мкртчан появились в Волгограде с предложением привезти на гастроли кавээнщиков из наиболее популярных тогда команд – питерской «Плазы», сборной Магнитогорска и Челябинска «Уездный город», сочинских «Утомленных солнцем», а также самого Александра Маслякова. Это предложение было принято на «ура», и братья получили «добро» от местных спонсоров. Пока в Волгограде клеились афиши и продавались билеты, братья съездили в Сочи якобы для того, чтобы договориться с командами, собравшимися у моря на свой фестиваль. Вернувшись, они попросили у спонсоров 10 тысяч долларов на гонорар Александру Маслякову и самим кавээнщикам. Спонсоры дали требуемую сумму. За несколько дней до начала гастролей братья выехали из Волгограда в Москву, взяв с собой деньги и обещая вернуться с командами. Больше «новых армян» в Волгограде не видели. Тем временем на концерт было продано несколько тысяч билетов. Когда до горожан дошло, что их элементарно «кинули», в отношении экс-кавээнщиков возбудили уголовное дело. Вскоре веселые и находчивые братья были задержаны правоохранительными органами в столице и обвинены в мошенничестве. САМОЗВАНЦА МОЖНО ПОСАДИТЬ В ТЮРЬМУ, НО ДЕНЕГ ЗА БИЛЕТ ВСЕ РАВНО НЕ ВЕРНУТЬ«Публичное выступление под именем известного артиста – преступление, которое попадает сразу под несколько статей Уголовного кодекса РФ, – рассказал «НИ» специалист московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Дмитрий Демин. – Во-первых, двойник народного любимца нарушает авторские права, во-вторых, мошенничает и, в-третьих, наносит вред репутации артиста, которого копирует. Если самозванец морочит голову публике в одиночку, то максимальное наказание, которое ему грозит, – 2 года тюрьмы. Однако чаще в сговор с двойником знаменитости вступают другие лица: наверняка руководители концертных залов, «продюсеры» и гримеры предприимчивых гастролеров прекрасно знают, что «царь не настоящий», и тоже состоят в доле, а значит, они соучастники. В таком случае преступники рискуют сесть на срок до пяти лет, в зависимости от степени участия в сговоре. Больше всех, разумеется, получает сам «гастролер». Но даже после вынесения мошенникам приговора обманутому зрителю вернуть стоимость билета будет не так-то просто. Прежде всего нужно подготовить исковое заявление, которое будет рассмотрено следователями, а затем судьей в рамках уголовного дела. И даже в случае, если судебный процесс завершится в пользу потребителя, деньги получить вряд ли удастся – ответчик платить просто не будет, и никто его не заставит – такова наша судебная система. Настоящим артистам, пострадавшим от деятельности клонов-мошенников, на компенсацию вреда тоже рассчитывать не приходится – по тем же причинам». СКОЛЬКО ЗРИТЕЛИ ПЛАТЯТ МОШЕННИКАМДвойники известных исполнителей зарабатывают неплохо. При средней стоимости входного билета в 150 рублей и вместимости зала в 300 человек кассовый сбор составляет около 45 тысяч рублей. При этом костюм и диск с фонограммой используются многократно, а потому обходятся мошенникам недорого. С учетом того, что артист за месяц способен дать не менее 20 выступлений, итоговый месячный доход двойника составляет около миллиона рублей. Если артист выступает в ресторане, арендную плату с него могут вообще не брать (наоборот, с его помощью завлекаются клиенты). Если же концерт проходит на площадке вроде актового зала пансионата, приходится платить за аренду и рекламу. Но и зрителей в таком случае собирается больше, и входные билеты стоят дороже. В любом случае, артисты-двойники зарабатывают намного больше, нежели многочисленные музыканты и певцы, работающие в ресторанах на побережье в категории «живое музыкальное сопровождение», не говоря уже о тех, кто пытается предложить отдыхающим собственный репертуар. |