Блюзовый фестиваль дал блюза для России
Пятый московский международный фестиваль блюза прошел в парке «Лефортово» 6 сентября.
Накануне мероприятия состоялась пресс-конференция с участием генерального директора фестиваля Алексея Дагаева, арт-директора фестиваля и лидера главного блюз-бэнда России Crossroadz Сергея Воронова, а также хедлайнера концерта Эрика Сардинаса. Они ответили на вопросы журналистов по поводу концертной программы и обсудили развитие блюза в России. В солнечный день фестиваля зрители стали собираться в Лефортово уже в полдень. Открыла концерт группа Jumping Cats. Музыканты исполнили несколько хитов блюза и рок-н-ролла, среди которых были саундтреки к фильмам «Братья Блюз» и «Криминальное чтиво», что воодушевило слегка заспанный народ, который настроился на нужную волну. Сразу за Jumping Cats на сцену вышел весьма неординарный коллектив Blackmailers, в составе которого были трубач и саксофонист. У каждого музыканта была своя «фишка» в сценическом образе, но больше всех выделялся, естественно, вокалист, блестевший большим количеством тяжелых серебряных украшений, главным из которых был пристегнутый к поясу кинжал. Группа исполнила не только блюз, но и одну композицию в стиле кантри, которую вокалист шутя назвал «самой модной песней в нашем поселке». Люди под песни Blackmailers оживились настолько, что стали подтягиваться ближе к сцене и танцевать. Ведущий фестиваля Кирилл Кальян представил следующих участников – Вадима Иващенко и группу с эксцентричным названием Bone Shakers. Ведущий сравнил стиль игры Иващенко с тем, как играет Марк Нопфлер. Действительно, Вадим исполнял очень заводные соло, которые подхватывал музыкант, игравший на губной гармонике. Люди продолжали прибывать в парк. Оказалось, среди поклонников блюза много молодежи. Пришли и фанаты со стажем, одетые в ковбойские шляпы, казаки и потертую джинсу. Некоторые зрители стояли у самых колонок, но большинство предпочло развалиться за столиками в тени деревьев. Вадима Иващенко с его группой сменил постоянный участник блюзового фестиваля Юрий Каверкин и Dirty Dozen. Кирилл Кальян объяснил происхождение названия коллектива: «Раньше блюзмены сочиняли куплеты, в которых, мягко говоря, подшучивали над своими оппонентами и их родственниками». Эти куплеты и назывались «грязными дюжинами». Несмотря на свое название, группа исполняла отнюдь не куплеты. Напротив, после энергичной игры первых групп Каверкин и компания сбавили темпы, исполнив медленный классический блюз. Под конец своего выступления они ускорились, и в толпе появилось несколько пар, которые стали танцевать спортивный рок-н-ролл. На их фоне выделялся пенсионер в белой кепке, который «зажигал» почти без перерывов с начала концерта и до самого конца. «Девочки и мальчики всех возрастов, подойдите к сцене!» - воззвал к народу Кальян, потому что к выходу готовилась группа Stainless Blues Band во главе с видным во всех смыслах слова гитаристом Борисом Булкиным. Как сказал сам Булкин, он явился «в немного обновленном виде». «Похудел килограммов на сто», - прокомментировал ведущий. В сет-листе этой группы и последовавшей за ней Modern Blues Band оказалась золотая классика блюза. После них рок-н-ролльную струю внес неистовый клавишник Денис Мажуков и его команда Off Beat. «Вы готовы к настоящему рок-н-роллу?» - бросил клич музыкант и начал выдавать такие зубодробительные соло, что некоторые танцевавшие зрители устроили даже что-то вроде рок-н-ролльного хоровода. Группа сыграла также пару твистов, предоставив возможность людям от души «подавить окурки». Блюзовую атмосферу разбавили участники шоу карнавальных барабанов «Маракату», одетые в желтые и оранжевые наряды. Группа примерно в десять человек выступила с танцами и музыкой прямо перед сценой, заставив зрителей на время позабыть про блюзовую вальяжность и вскидывать руки в карнавальных танцах. Перед иностранными хедлайнерами выступили группы Funky Soul и Crossroadz. Первая команда отличилась тем, что при исполнении звучал и мужской, и женский вокал. А Сергей Воронов явился публике в своем традиционном виде – в шляпе и в темных очках. Его группа была встречена рукоплесканиями и исполнила множество своих хитов. Наконец перед зрителями предстал первый зарубежный гость – Кенни Нил и его музыканты. Кенни начал с медленной музыки, которая раскачала подвалившую к сцене толпу. Он играл на гитаре, перемещаясь с одного конца сцены к другому. Там, где он делал остановки, зрители поднимали руки и аплодировали его игре. Людям также понравился весьма харизматичный барабанщик Нила, который умудрялся при достаточно энергичной игре подкидывать палочки, ловить их на лету и при этом продолжать свои партии. Во время звучания одной песни зрители стали петь вместе с Кенни, скандируя нехитрый текст «Блюз, блюз, блюз!» После Кенни Нила появились самые яркие артисты фестиваля – Лил’Эд и группа Blues Imperials. Сам Эд был в красно-золотом костюме и в красных кедах, остальные музыканты были в белом. К моменту его выхода парк погрузился в сумерки, так что фигура Эда в блестящей одежде, освещенная софитами, была далеко видна. Тем не менее большинство людей предпочло подойти как можно ближе к сцене, чтобы лучше слышать глубокий тембр голоса чернокожего мастера блюза. Первая часть его программы состояла из классических протяжных блюзовых ритмов, но затем было сыграно несколько рок-н-ролльных композиций. Во время исполнения некоторых песен Эд играл на гитаре, а пел его гитарист. С наступлением темноты людям, сидящим за столиками, раздали свечи, которые придали фестивалю вид одновременно и более праздничный, и домашний. Гвоздем концерта стал Эрик Сардинас, блюзмен, предпочитающий так называемый «жесткий» стиль. Его сольные гитарные партии, которые длились иногда по несколько минут, люди встречали овациями и одобряющими возгласами. Сардинас не просто играл, он выполнял с гитарой разнообразные акробатические трюки, то играя одной рукой, то переворачивая инструмент грифом вниз. Он горячо поблагодарил организаторов фестиваля, которые заботятся о том, чтобы у русских любителей блюза был свой праздник. «Музыка – это мир», - так окончил он свою речь. Самой длинной в его выступлении стала новая композиция под названием «As The Crow Flies», которая началась медленно и лирически, а затем несколько раз то ускорялась, то замедлялась. Как только отзвучал последний аккорд, кто-то выкрикнул «Ворон прилетел!», после чего парк огласился жизнерадостным ором блюзменов. Фестиваль продлился почти двенадцать часов, после чего люди расходились по домам под звуки салюта, который устраивали в честь Дня города. |