Вчера главному «троллю» страны исполнилось 40 лет. Дата, которую праздновать не принято, вероятно, удивит тех, кто не следит за биографическими данными отечественных музыкантов: всероссийская слава к Лагутенко пришла позже, чем обычно – без малого в тридцать, а выглядел он всегда моложе своих лет.
На днях Илья во второй раз стал отцом – в Лондоне у
него родилась дочь Альбина. Так что забот накануне юбилея у одного из самых
влиятельных отечественных музыкантов было немало. Тем не менее, он уделил
время для интервью «Новым Известиям».
– Илья, вы уже стали, если можно так сказать, матерым музыкантом. Вам 40,
вашей активной профессиональной деятельности – второй десяток. Чем вы
объясняете себе тот факт, что вы попали и остаетесь на вершине музыкального
айсберга? Ведь когда-то с теми же песнями вы просто сидели с друзьями на
владивостокской кухне...
– Мы никогда не думали, что можем быть интересны такому громадному
количеству людей, - рассказывает музыкант "Новым известиям". - Может быть, просто это случилось в нужном месте и в нужный
час? Некая способность появляться вовремя?.. А, может быть, просто звезды
так расположились на небе. Наконец – судьба. Как пел Вахтанг Кикабидзе, «мои
года – мое богатство». Мое богатство – мой рок-н-ролл. Хотя за последний
десяток лет существования группы «Мумий Тролль» сама страна стала другой,
люди и возможности стали другими. Я, например, о каких-то вещах, быть может,
мечтал, но в жизни не предполагал, что они могут воплотиться в реальность.
– Многие говорили и говорят о «новой волне» рок-музыки конца 90-х –
Земфира, «Ночные снайперы», «Мумий Тролль». По-вашему, эта плеяда –
действительно совершенно особое музыкальное явление?
– Думаю, что только время расставит свои окончательные акценты. Все, чем мы
сегодня занимаемся, во многом происходит в шутку. Шутка из серии «Сегодня мы
изобрели рокапопс». А это действительно была такая большая шутка. Я сказал:
«Чтобы прекратить бестолковую войну мнений о том, какую музыку мы играем –
рок или поп – давайте введем новый термин «рокапопс». Я тогда поспорил с
друзьями, сказал им: «Вот посмотрите, пройдет несколько месяцев – все будут
об этом говорить, а через год рокапопс вообще признают историческим
явлением». Когда через год после этого я читал серьезную статью в
«Литературной газете» с какой-то критикой в адрес «этого» поэта Лагутенко и
его рокапопса, на мои глаза накатывались слезы умиления. Так что шутка
вполне может стать вполне серьезной, обсуждаемой вещью, и это лишний раз
подтверждает, что автор к своим музыкальным произведениям должен относиться
отвлеченно и с долей юмора. Это касается и искусства вообще. И не нужно
воспринимать близко к сердцу ни оголтелую критику, ни идолопоклонничество. С
этим опасно заигрывать, потому что можно плохо закончить. Когда мне говорят,
что «Мумий Тролль» изменил ход музыкальной истории России, я, конечно,
говорю «спасибо», мне приятно это слышать, но я это тоже воспринимаю как
некую шутку или, в крайнем случае, параллельную реальность. Не исключаю,
конечно, что был какой-то анализ и не на пустом месте все это придумано, но
я совсем не расписываюсь в том, что являюсь гуру 90-х.
– И часто вы шутите с населением так, как с «рокапопсом»?
– Да, шуткую, конечно, но я понимаю, что где-то должен быть предел. Ведь вот
когда переходишь государственную границу, то совсем не нужно говорить
пограничнику, что в твоем чемодане три килограмма икон. Иногда это плохо
заканчивается, есть примеры. Мы как-то переезжали через границу, и моего
приятеля спросили, есть ли у него какие-то запрещенные вещи. И он решил, что
шутку про три килограмма икон может себе позволить. Это стоило ему суток,
проведенных под стражей в милиции, пока весь его багаж и вообще весь наш
багаж не проверили, не обнюхали, не расшили все, что можно было расшить. Вот
такая контрабанда. Может быть, в какой-то мере именно эта история и легла в
основу песни «Контрабанда», потому что, кроме улыбок, от этого приключения у
нас ничего больше не осталось.
– Вы очень много путешествуете по миру и, кажется, везде хорошо себя
чувствуете. Вы космополит?
– Дальние моря и страны манили с детства, была жажда другой жизни. Как и о
рок-музыке, об этой жизни мы узнавали из разговоров, слухов, книг, еще когда
играли в пластмассовых буденновцев (оловянных солдатиков у меня не было). Но
все это было из такой области фантастики, что этот недостижимый мир хотелось
себе в голове придумать. И поэтому мне очень интересно быть сегодня в
Латвии, где есть свои прелести и противоречия, а завтра-послезавтра в Москве
или в своем любимом Владивостоке, который производит впечатление самой
застывшей и, наверное, совсем не меняющейся точки на карте мира за последние
двадцать лет.
– Но записываться вы ездите непременно в Лос-Анджелес, как это было с
последним альбомом, или на худой конец в Лондон…
– Нет, совсем не обязательно ехать так далеко, и мы нередко записываем песни
у себя в подмосковном подвале. Но при этом я часто называю это место
подмосковным Узбекистаном…
– Узбекистаном?!.
– Соседи у нас такие, что больше это похоже на Узбекистан.
– В будущем году Россия примет «Евровидение». Вы, как участник этого
конкурса 2001 года, что можете сказать по этому поводу?
– Наконец-то!.. Хотя, если уж серьезно, у меня есть ощущение, что в
последние несколько лет в нашей стране был абсолютно нездоровый психоз
вокруг «Евровидения». А ведь это всего лишь такая занимательная телепередача
с большой зрительской аудиторией, и не более того. «Евровидение», КВН,
Comedy Club и демонстрация 1 Мая, которую показывали по телевизору двадцать
лет назад, для меня это в принципе одного поля ягоды.
– Но для артиста…
– А для артиста это весьма лимитированное, ограничивающее в творческом плане
мероприятие. Викторина. И особенно последняя часть с этими голосованиями
разных стран – все это сильно преувеличивает то, что мы видим. Мы-то вот в
2001 году еще застали чуть-чуть другую систему подсчета голосов. И конечно,
повезло нам быть в городе Копенгагене – очень компактном, дружелюбном к
туристам, с замечательными людьми и местами досуга. Копенгаген вообще
оставил в нашей жизни неизгладимый положительный след. А благодаря нашему
выступлению по телевидению мы расширили круг наших поклонников: кроме
российских, сразу появились и скандинавские. Их заинтересовала просто наша
песня, и теперь они все эти годы следят за нашим творчеством. Что касается
того, что наконец-то этот конкурс будет в России, то после Таллина, Киева и
Сербии как-то уже не тот эффект будет... Потерян какой-то размах, что ли.
Вообще я считаю, что «Евровидение» надо было делать в Сочи.
– Предлагали и Сочи…
– Кто-то предлагал, да. И я считаю, что это была очень правильная идея.
Потому что это более компактный город, а май – еще не самый курортный месяц,
– так вот лишний раз привлекли бы людей, лишняя репетиция массового
мероприятия перед Олимпиадой. Может быть, в Москве ждут толпу фанов?.. Так
это неправильно, потому что «Евровидение» не футбол, на который съезжаются
миллионы. В основном приезжают те, кто связан с подготовкой конкурса. Так
что вряд ли мы увидим десятки тысяч преданных поклонников этого конкурса. К
тому же Москва – город с бешеным ритмом, разбродом, город для амбициозных
одиночек, город-дрель. По-моему, он не создан для успокаивающих
положительных эмоций.