Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

Lumen оказался на перепутье

Уфимская группа «Lumen», с лёгкостью собиравшая самые большие столичные клубы, решила завершить свой гастрольный тур «Буря» концертом в «Лужниках», и 29 ноября порадовала поклонников почти двухчасовым выступлением.

В рамках концерта оказались представлены и премьера песни, и неожиданный акустический сет, состоящий преимущественно из композиций с первых альбомов

Концерт в «Лужниках» стал первым стадионным «сольником» группы. Билеты на их предыдущие выступления заканчивались задолго до мероприятия, поэтому в этот раз «Люмен» хотел, чтобы на концерт смогли придти все желающие. Жёсткого переаншлага, разумеется, не было, но стадион был заполнен на 90 процентов, а билеты в танцевальный партер были полностью раскуплены за три недели до концерта. Первый блин не вышел комом, однако получился словно немного непропечённым. Не до конца справился «Люмен» с непривычно большой для него площадкой. Группа старалась. Очень. Солист Рустем Булатов пел на таких эмоциях и с таким надрывом, что иногда от его голоса, срывающегося на крик, внутри что-то сжималось и переворачивалось. Но всю свою энергетику группа посылала в танцевальный партер. Получался колоссальный энергетический обмен, и Тэм получал не меньше, чем отдавал, но трибуны при этом чувствовали себя брошенными нелюбимыми детьми, пасынками, оставшимися без внимания.

Может быть, сказалось и то, что зрители на трибунах не могли видеть глаза музыкантов. На обоих установленных экранах крутили отрывочные бесцветные ролики, отображающие настроение песен. Разумеется, они не были лишними, но хотелось всё-таки видеть ещё и лица группы. А так получилось общение вслепую, когда ты не можешь полностью почувствовать человека и понять, веришь ли ему.

Взорвать стадион впервые за концерт «Люмену» удалось лишь на песне «Дыши», когда надрыв и отчаяние Тэма долетели наконец-то до трибун, а брошенное им с коленей «Дыши! Дыши! Дыши!» в финале сначала словно ударило публику по голове, погрузив в недолгое молчание, а потом заставило вскочить с мест. Хотя и до этого прозвучали песни, которые всегда особенно хорошо принимаются слушателями: «Далеко», «Буря», «Осеннее небо», «Тень», а также «Успокой меня» и «Сколько?» в акустической аранжировке.

Сюрпризом стала премьера композиции «Гонка», которая отчасти является продолжением традиций жёсткого альбома «Правда», но в тоже время по звучанию перекликается с более ранними лиричными альбомами группы. После «Дыши» была исполнена любимая подростками песня «Сида и Нэнси». Тут уже и трибуны, разбуженные предыдущим призывом дышать, загорланили в голос строки, сделавшие в своё время «Люмен» популярным. Всё-таки жестокая история о земной любви не оставляет равнодушным молодое поколение, жаждущее одновременно свободы и романтики. После гимна героиновой любви и фотографий Сида Вишеса на экранах, публика в долгожданном экстазе начала скандировать красноречивое «оху…но!», что, безусловно, означало высшую похвалу. Это раньше довольные слушатели кричали «браво», «молодцы», «спасибо», а теперь времена изменились.

Всю оставшуюся первую часть концерта группа искренне пыталась зажечь трибуны, но заряда по-прежнему хватало лишь на танцевальный партер. Хотя, возможно, дело даже не в мастерстве «Люмена», а в выборе песен. По традиции, трибуны заполнены больше спокойными вдумчивыми поклонниками, которые давно слушают группу и приходят на концерты ради самой музыки, а не жёсткого «расколбаса». Танцевальный партер же занят самыми юными и активными фанатами, слэмящимися старшеклассниками, ломающими ограждения. Именно им больше пришлись по душе агрессивные протестные песни с призывами ломать систему и разрушать устои, такие как «Думаешь нет – говоришь да», «Государство», «Хватит!» и другие. Все эти призывы, впрочем, бойкие мальчишки и девчонки понимают вполне буквально, радостно подхватывают люменовское «TV no more», пишут на стенах эти слова, а вечером приходят домой и садятся смотреть американские комедии и бесконечные развлекательные шоу.

Так и не доведя стадион ещё раз до высшего экстаза агрессией, «Люмен» справился с ним лирикой. И погрузил в эмоциональное молчание на песне «Гореть», когда «Лужники», вспыхнув сотнями бенгальских огней, на какое-то мгновение превратились в волшебную мерцающую громадину. Казалось, что такого эффекта не ожидал даже сам Тэм. По крайней мере, несколько раз голос его заметно дрогнул, выдав искреннее и трогательное волнение. Это было по-настоящему здорово и стало достойным завершение первой части концерта.

Вторая часть оказалась акустической. По признанию Тэма, группа давно хотела сделать нечто подобное, но, выбирая между акустикой и премьерами, останавливалась на новых песнях. В «Лужниках» прозвучали все акустические версии старых хитов, которые «Люмен» успел подготовить в перерывах между концертами. Пожалуй, именно акустика удалась группе лучше всего. Получилось очень лирично, красиво, эмоционально и, что приятнее всего, по-настоящему качественно. Тэм доказал, что неравнодушие, несмирение и внутренний надрыв можно донести до слушателя и без насыщенных драйвовых проигрышей. «Назови мне своё имя», «Между строчек», «Навсегда», «Мечта» - песни того прошлого, мягко-протестного «Люмена», занятого не только критикой внешних пороков, но и изучением своего беспокойного, вечно мечущегося внутреннего «я».

Однако именно эти песни отчего-то словно усыпили партер и не были до конца поняты и оценены энергичными школьниками, которые после завершения концерта даже не попытались вызвать группу на бис. Разумеется, все они остались довольны, и кричали, что это было «лучше, чем супер», но заканчивать концерт акустикой - это значит оставлять слушателей, только что ломавших в буйном экстазе ограждения, без последнего куража и лишать приличной порции адреналина.

Если оценивать концерт по пятибалльной системе, то это было, скорей всего, твёрдое «хорошо» с плюсом. Пожалуй, сейчас группа находится на той стадии, когда ей необходимо решать, какого слушателя она желают видеть на своих концертах. Их последний альбом с призывами становиться Че Геварой привлёк внимание страдающих от проблем переходного возраста и оттого бунтующих подростков, которые готовы взять в руки кирпич, но не для того, чтобы строить, а для того, чтобы громить и разрушать. Для этих играющих в революцию взрослых детей «Lumen» - всего лишь группа, смело заявляющая о своей ненависти к государству, хотя в действительности «Люмен» - это гораздо больше, это, прежде всего, боль, отчаяние и бесконечный внутренний надрыв. Отчаяние, которое порождает злость, и любовь к людям, которая порождает ненависть к системе. Далеко не каждый слушатель ощущает в песнях Тэма эту любовь.

Завершив тур «Буря», группа планирует отправиться в Европу для записи нового альбома. О чём он будет, пока неизвестно, но вполне вероятно, что прошедший концерт в «Лужниках» станет для «Люмена» переломным, и обозначит новые высоты.

Юлия ШЕРШАКОВА
Фото Анастасия ЧЕРЕНКОВА