Песня года. Всё та же, от тех же
Отгремели три главных итоговых концерта в российской массовой музыке: «Песня года» в «Олимпийском» и «Старые/Новые песни о главном» в Кремле. Не покидает ощущение дежавю: всё те же артисты в тех же нарядах, с теми же песнями кочуют с одного телеканала на другой.
С другой стороны, чего ж им не кочевать? Понятие «хит» вполне конкретно. Популярных песен, которых крутят на большинстве радиостанций страны, весьма ограниченное количество. Как и самих ротируемых артистов. Хотели в 90-е уйти от худсоветов в шоу-бизнес, вот и получился бизнес. Сетовать можно только на то, что список артистов почти не меняется год от года. Но ведь, по правде говоря, и новые имена не предлагают ничего более превосходящего по потребительским качествам, чем имена старые. Даже наоборот. Модный ренессансВот и теперь старые звезды отметились впечатляющей серией первоклассных хитов. Алла Пугачева на «Песне года» спела пять свежих песен («Зачем?», «Мальчишка», «Первое слово», «Громоотводы» с Галкиным и «Гуд-бай»). Пять, и две из них уже стали реальными шлягерами. А мы всё мусолим «Бумбокс» в качестве новой звезды с одной-единственной удачной песней. Несоразмерность зияющая. Лариса Долина представила впечатляющую стильную балладу «Любовь и одиночество» после нескольких лет бесцветной невнятной эстрады. В число модных и даже стильных артистов вернулась из забвения Лолита, «Ориентация север» (работы Кипер и Лопатина) получилась отменно актуальной песней. А София Ротару никуда не уходила, по-прежнему выдает хит за хитом. «Я назову планету именем твоим» и «Не уходи» София Михайловна отпела и в Кремле, и в «Олимпийском». Зал встречал эти песни стоя, бурными овациями и сумасшедшим количеством цветов. Конечно, нельзя без иронии смотреть на «фанерные» выступления артистов. Кажется, только в России телевидение не может справиться с живым звуком на сборных концертах. Смотришь аналогичные «солянки» по корейским, азербайджанским, казахским, китайским телеканалам, и там полностью живой звук. Причем эти каналы имеют бюджеты, вообще несопоставимые с возможностями Первого канала или ВГТРК. Но справляются без фонограмм. Да и сами артисты иронизируют как могут. На «Новых песнях» музыканты группы «Банд’Эрос» изображали игру на ударных… микрофонами. Палочки-то им забыли дать. А уж сами микрофоны ко рту «забывал» вовремя подносить каждый второй артист. Самым пострадавшим оказался великолепный «живой» исполнитель Леонид Агутин. Сначала на «Новых песнях» у него заела фонограмма, и пришлось выходить заново. А на следующий день почти то же самое произошло на «Песне года»! Бывает же такое. Главным героем года нежданно-негаданно оказался композитор и продюсер Константин Меладзе. Едва ли не все его песни, прозвучавшие в уходящем году, стали хитами. На «Новых песнях о главном» ему вручили приз профессионального жюри за песню «Вопреки» для Валерия Меладзе и приз зрительских симпатий за песню «Катя» дуэта «БиС». А на «Песне года» признали лауреатами не только «Вопреки» и «Катю», но и песню Emancipation «ВИА Гры», «Я не играю» Веры Брежневой. Фирменной чертой хитов К. Меладзе остается редкостная мелодичность и актуальность аранжировок. А что же молодежь?
Фабрика звездПомимо «фабричной» группы «БиС», благодаря песням своего продюсера значительно упрочившей свои позиции, с молодежью наблюдается явный дефицит. Совсем новых имен на небосклоне, кажется, вовсе не появилось. По-прежнему приходится считать «юными» МакSим, Дайнеко, Стаса Пьеху, дуэт «Потап и Настя», «Винтаж», Женю Отрадную, Полину Гагарину, Ирину Дубцову и Serebro. Всё это артисты-проекты, играющие строго по правилам сложившегося шоу-бизнеса. Никому из них не хватило дерзости совершить прорыв. Поэтому многие из них выглядят как старые артисты, только похуже. Каждый канал посчитал необходимым представить в итоговом концерте года своих протеже. Первый канал включил победителей конкурса «Пять звезд» группу «Кватро», а «Россия» — лауреатов «Новой волны» Алессандро Ристори, «Заклепки» и Ирис. Увы, и от них мы не услышали внятного музыкального высказывания. Сложилась ситуация автаркии. Круг избранных замкнут, свежей крови вливаться неоткуда. Российский шоу-бизнес существует так уже несколько лет. Единственным пропуском сюда оставалась «Фабрика звезд», теперь ее нет, и неизвестно, когда она снова появится. Игроки и фигурыВо всем остальном, кроме поиска новых лиц, наш шоу-бизнес начинает напоминать европейский. Сформировалось три компании, которые можно называть мейджорами. Их отличительный признак — близость к самым крупным медийным структурам. Продюсерские центры Константина Меладзе, Игоря Матвиенко и пул разнолицых структур, спаянных Первым каналом. Кроме мейджоров, есть крупные инди-лейблы, иногда плывущие сами по себе, иногда блокирующиеся с кем-то из мейджоров. Тут прежде всего АРС, ПЦ «Блестящие продакшн», «Никитин» и «Союз». И кучка более мелких инди-структур, начиная с A-One Records и заканчивая вовсе безвестными именами. Еще несколько лет назад звучание обычного русского хита можно было перевести как «умца-умца». Теперь же произошел качественный скачок. Усилиями Димы Билана, Сергея Лазарева, Влада Топалова в российские хиты вошли современные аранжировочные решения. Такие авторы и аранжировщики, как Константин Меладзе, Елена Кипер, Анатолий Лопатин, Денис Ковальский, Сергей Галоян и другие люди индустрии, буквально снесли напором устаревший примитивный саунд, бывший предметом насмешек для модников. Причем смогли оставить и сохранить в песнях то лучшее, что было, — задушевность и искренность. Осталось решить проблему свежей крови. Вот такие итоги года можно подвести, разглядывая последние большие телеконцерты в переполненных самых больших концертных залах страны. Телезрители увидят их в новогоднюю праздничную неделю. Гуру КЕН, для издания "Частный корреспондент" |