Жанна Бичевская вернула русской песне русский смысл
Жанна Бичевская вынырнула в медийное пространство скоротечно, жадно, торопливо. Дима Дибров пригласил ее в свой новый антропологический телепроект «Про СВЕТ», и она торопилась петь. Не отвечая на лукавые, на влюбленные вопросы Диброва, она торопилась спеть больше. Больше-больше-больше.
Но больше все равно никак не получалось в этом суетливом телевизионном хронометраже. И получилось всего-то две с половиной песни, и тут пошли титры. Ах, как она сокрушалась за пределами эфира! Что дали спеть так мало, и почему на Тодоровского-младшего дали больше времени… А потом она общалась с поклонниками, пришедшими в эту белоснежную студию на Покровке, куда БГ и Дибров приглашают приходить всех талантливых. И талантливые приходят. А потом надо было мчаться в казино «Молодая Гвардия», где еще концерт, и снова с Дибровым. И там ее ждали молодые, совсем молодые фанаты аж из Нижнего. Они приехали специально, они ждали. Жанна Бичевская соскучилась по медийному пространству. Это чувствуется. Это бьется острыми молниями в ее зрачках. Ведь с 1979 года певицы Жанны Бичевской нет на этих голубых экранах. Тогда ее запретил тот самый легендарный министр Гостелерадио Лапин. «Не нужна нам такая певица!» - по слухам, стальным голосом отрезал он на каком-то приеме. И с тех пор девушка с лентой, повязанной на голове, вмиг исчезла из телеэфиров. Исчезла на долгие годы. А страна тем временем ничего не знала о каких-то приемах. Страна опрокидывала запотевшую рюмку водки, и пела «Черный ворон». Вся страна пела «Ой, да не вечер, да не вечер…» Ну как тут было признаться в том, что вовсе не народная эта песня? Что сочинила ее сама Бичевская? Это же было бы предательством своего народа. А свой народ Жанна Владимировна никогда не предавала. Она была даже чересчур щепетильна, непривычно щепетильна в вопросах любви к своему народу. И долгие годы в песенниках с фортепианными изложениями, с баянными переложениями, с гитарными гармониями – стояла короткая надпись «нар. песня». Ой, да не вечер… Народ ее признал своей. Есть ли большая награда для любой певицы? Исчезнув с экранов, Бичевская продолжала петь, объездила Россию по нескольку кругов, и потом снова по нескольку кругов. А потом наступила перестройка, и про Бичевскую все забыли. Почти все. Но Бичевская-то жила! Она жила полнокровной жизнью. Она отчаянно упала в хитросплетения христианских догматов, она яростно спорила о монархизме и русской идее. Она вышла замуж. Она продолжала петь. И пела такие песни, после которых люди вздрагивали и плакали. Или задумывались. Или ожесточенно не соглашались. А как согласиться с кровавыми словами песни, например, о Куликовой битве:
Выйдет рать святая вновь со стягом Спаса
Как? Не всякий согласится. А то и вовсе запишет певицу в заклятые радикалы-черносотенцы. Она ведь и в самом деле чувствует себя на тропе брани. Но духовной брани. «Я пою для моего распятого, ограбленного, истерзанного народа, - говорит Бичевская. - Пою о том, как я люблю его, о том, что еще не все потеряно, что стоит нам прозреть духовно, вернуться к своим исконным православным святыням, припасть к благодатным источникам Русской Церкви». Сейчас Бичевская ведет по понедельникам свою передачу "От сердца к сердцу" на радио "Голос России". Вот и все ее присутствие на радиоволнах. Иногда ее песни крутит радио «Радонеж», иногда – радио «Шансон». Но зато – масса концертов. Иногда люди удивленно узнают о том, что Бичевская до сих пор поет, - только по афишам в родном городе. А подвыпившие японцы тем временем поют в караоке «По Дону гуляет казак молодой» в аранжировке Бичевской. Какая ирония судьбы! Приезжают наши туристы в Сохо, а в суши-караоке стоят нетрезвые японцы, смотрят на мелькающие иероглифы по экрану, и поют до боли знакомую мелодию в обработке «от Бичевской». И ведь голос ее почти не изменился с тех незапамятных времен, с ленточки на лбу. Она с легкостью переходит из диапазона в диапазон, форсирует незабываемое узкое горловое «О» и изящные опевания на концах фраз. Ее голос звонок и наполнен силой убежденности. Дмитрий Дибров рассказал, что рыдал в машине под «Преподобну Мученицу Деву Евдокию». Остановил машину и рыдал, сорокалетний мужик, не в силах сдержать слезы на глазах у удивленно глазеющих автомобилистов. Чего это он, дескать? Она поет и фольклорные, и духовные песни. Я спросил – а в чем разница для певицы? «А в духовных песнях драйва нет, - улыбнулась Бичевская, - вот в чем разница для певицы. Фольклорные песни – они с прибаутками, с раскачкой, с ритмом. Голосовая подача другая. А духовные надо петь благостно, потому что с Богом разговариваешь в эти секунды». Духовные песни иеромонаха Романа, которые в последние годы любит петь Бичевская, - они разворачивают потолок и показывают небо. Как не плакать?.. «Я стараюсь все отдавать. Чем больше отдаешь, тем больше тебе Бог дает», - размышляет Бичевская. Статная, блондинистая, с большими тревожными глазами. «Был четкий тоталитаризм, сейчас все бесформенно. Надо жить! Все равно сейчас легче, потому что многое можно. Музыка не имеет границ. В бардах мне не хватало музыки, а в эстраде – поэзии. Я попыталась совместить их достоинства. Сейчас мы живем в хорошее время – выбирай себе по душе…» И концерт она начала той самой «Ой, да не вечер, да не вечер, ой, малым-мало спалось…» Начала не очень звонко, начала глуховато. А потом голос окреп. Пробились тенета времен, и зашевелились губы у всех собравшихся. Непроизвольно зашевелились. А потом «Чубчик кучерявый». И «Оберег». Неловко шевелятся губы. В казино петь хором – трудно. Не караоке же. Неприлично вроде. А поманет рукой певица, и вытягиваются губы: «Любо, братцы, любо…» Изящная девушка-модель выходить танцевать изящно, а Бичевская ей машет посреди песни: «Вы мне мешаете!» Строго машет. Девушка тихо садится. Русская песня разливается вокруг. Перекатывается интонациями Бичевской. Тает в прозрачных гитарных переборах. Поет Жанна Бичевская. Гуру КЕН |