«Бременские музыканты» раскрыли тему по-новому
На днях в КЗ «Мир» состоялась премьера мюзикла «Бременские музыканты», на котором не только дети, но и взрослые могут найти для себя немало своего уж хотя бы потому, что музыка Геннадия Гладкова известна всем с самого детства.
Спектакль скомпилировал сразу несколько серий культового мультика по сценарию Юрия Энтина и Василия Ливанова. И это понятно – трудно отказаться как от колоритной Атаманши, так и от въедливого «гениального Сыщика». Впрочем, создатели мюзикла пожертвовали-таки троицой бандитов, ставшей постмодернистской аллюзией на фильмы Гайдая про Труса, Бывалого и Балбеса. Зато с лихвой компенсировали эту потерю другими аллюзиями, связанными уже с нашими днями. Музыкальную ткань Геннадия Гладкова решили модернизировать. Отсюда вместо рок-н-ролла, ставшего в 80-е одним из секретов успеха мультфильма, на сцене «Мира» звучит разудалая попса. Детям ближе четкий бит компьютера, привычный им по просмотру современного телевизора. Но стать совсем попсовыми в планы авторов явно не входило, так что отдельные номера превратились в настоящие бисовые дивертисменты. Скажем, песня Сыщика («Я гениальный сыщик…») стала ирландской джигой с солирующей волынкой, да и сам Сыщик выходит на сцену в узнаваемой шотландской юбочке.
Стадионный рок шлягера «Хлопайте в ладоши» обогатился более чем знакомыми для родителей риффами Deep Purple «Дым над водой» и Shoking Blue «Шизгара» (если быть педантичнее, то «Venus»). Весьма спорное с точки соблюдения авторских прав решение придало легкости и ироничности всей постановке. Собственно, ненавязчивое обаяние новой версии «Бременских музыкантов» прежде всего в том, что мюзикл обрел многослойность. Дети увидят и услышат одно, а взрослые – совсем другое. Для детей – это прежде всего сказка о любви Трубадура (отличная роль для драматического тенора Ильи Викторова) к прекрасной Принцессе, ради которой высокий мужественный парень совершает множество подвигов, и в конце концов счастливо женится на любимой.
Взрослым же адресован активный гомосексуальный иронический контекст. Скажем, Король умудрился своим голосом раскрыть тему сразу двух секс-меньшинств, пародируя одновременно и Сергея Зверева, и Ренату Литвинову. Отсылок к Эрасту Гарину тут гораздо меньше, чем к бушующей современности.
А самый колоритный персонаж - это, конечно, Атаманша в мужском исполнении. Тут есть чуточка отсылок к Виктюку (тем более, что один из актеров Виктюка тут тоже занят), но больше все-таки кабаре. Броская, на грани фарса и представлений в гей-клубах Атаманша делает настоящее травести-шоу, крутит робким жеманным Королем, и в финале у них складывается комическая гомосексуальная пара. Смешно, в самом деле. Илья Викторов (Трубадур) уже довольно хорошо известен. Единственный в России обладатель премии Пола Маккартни, участник мюзиклов «Sweeney Todd» С. Сондхайм и «Буратино» А. Рыбникова, исполнитель роли Бориса Корецкого в оперетте Д. Шостаковича «Москва, Черемушки». Драматический, а не общепринятый в этой роли лирический тенор придает главному герою некоторую брутальность, что вкупе с девичьим обаянием красавиц-исполнительниц роли Принцессы (Кристиной Дудиной и Анной Курковой) складывает объемный романтический паззл из светлой сказки братьев Гримм. Думается, что Илью Викторова мы увидим еще не раз в самых неожиданных ролях. Возможно, режиссеру стоило бы умерить крикливый «тюзовский» пыл некоторых участников мюзикла, прежде всего Петуха. Но в целом заслуженный артист России Борис Борейко справился с поставленной им самим целью. Он хотел сделать эстрадное шоу, интересное и детям, и взрослым. И сделал. Весьма уместным выглядит участие шоу-балета в действии, - одетые в современные футболки с логотипом мюзикла, они выполняют роль привходящего брехтовского остранителя, превращая каждый музыкальный номер в законченный бенефис. Неудивительно, что после каждой песни звучат бурные аплодисменты. Жаль, что инструментальное сопровождение звучит исключительно под фонограмму, - но артисты поют честно живьем. Режиссер не стал раскладывать песни Гладкова на многоголосия и хоры, но акцентировал внимание на актерском исполнении стандартов, заданных Олегом Анофриевым и Муслимом Магомаевым. Отчего некоторые вокальные ляпы вполне искупаются актерской искренностью и заразительностью. Нет сомнений, что «Бременские музыканты» ждет счастливая прокатная судьба. |