Арбенина и Сурганова снова на одной сцене
Увидеть такое можно было в Питере в БКЗ «Октябрьский» на концерте группы «Ночные снайперы».
Диана Арбенина не выступала более полугода. И вернулась на сцену в статусе не просто рок-звезды, но и молодой мамы двойняшек. Диана явно соскучилась по зрителям, по музыке, по Питеру. Поэтому чувств и драйва на концерте хватало. И когда Диана уже на третьей песне пошла в народ – здороваться, жать руки, собирать цветы. И когда общалась со своими музыкантами. Так, Диана и ее гитарист Иван Иволга обменялись инструментами и устроили настоящую гитарную дуэль. Концерт начался презентацией нового альбома «Армия2009». Вживую он звучит мощнее и отчаяннее, чем на диске. Этакая мобилизация всех сил и средств в войне за любовь и с нелюбовью. Песню «Побег» Диана исполнила дважды, сославшись на проблемы с микрофоном. Но, учитывая, что это, пожалуй, самая страстная песня на пластинке, то у зала это вызвало лишь бурное одобрение. Диане в тот вечер одинаково хорошо удавались и пронзительно-лирические композиции, и громкие рокерские запилы, и стебно-танцевальные вещи. Во втором отделении «Ночные снайперы» исполнили практически все свои хиты – от «31-ой весны» до «Катастрофически» и «Асфальта» - уже без прежнего надрыва, но с бешеной энергетикой. Диана с улыбкой назвала свою песню «Ты дарила мне розы» русской народной, что тут же подтвердил зал, спев про «холодный обжигающий виски» почти самостоятельно. Солистка «Ночных снайперов» буквально светилась изнутри и не скрывала, что счастлива. Сбылась ее давняя мечта о детях, сделав ее взрослее и умиротвореннее. - Раньше мне хотелось петь до 150 лет. А теперь я хочу только одного – быть хорошей мамой, - призналась она. Материнство Диане очень идет. Гармония с миром и с самой собой вылилась в виртуозный серфинг по волнам музыки и глубокий дайвинг в море эмоций. И последней каплей позитива в этом энергетическом коктейле концерта стало появление на сцене Светланы Сургановой. Света преподнесла Диане огромный букет роз после одной из песен. Диана прокомментировала ее появление, как неожиданное и приятное. Судя по всему, страсти по поводу распада дуэта «Ночные снайперы» улеглись, а особая химия в отношениях двух талантливых людей осталась. Это нельзя было не ощутить. И обычно достаточно сдержанная питерская публика продемонстрировала на этот раз бурю восторга. Олег Каравайчук – Concerto Grosso
Всего второй альбом за долгую 82-летнюю жизнь маэстро киномузыки и авангардной эксцентрики стоит того, чтобы его прослушать внимательно. Поток сознания Каравайчука причудлив и своеобычен.
CD. Бомба-Питер, 2009. Запись сделана в Эрмитаже на личном рояле Николая II, и представляет собой пятичастную импровизацию на тему водной стихии и судьбы «Титаника», размеченное авторской версией штраусовского вальса «На прекрасном голубом Дунае» и маршем «Американиана». От Штрауса остались только покачивания на воде – Олега Каравайчука давно раздражают чистые мелодии и радуют только чистые ноты, так что Штраус сыгран так, как на речном дне могла бы слышаться мелодия Штрауса, исполняемая в прибрежном заведении. Разбиение на части довольно условно. Каравайчук нанизывает на фортепианный минимализм все, что видел бы он, возлежа на дне океана подле «Титаника». Он играет движения хвостов рыб, слабые сполохи закатного солнца наверху, агрессию хищных рыб, покачивания водорослей, безудержную мощь шторма и вечный покой остова корабля. Легко представить, как на эту музыку накладывается подводная съемка из серии «Жизнь морских обитателей» какого-нибудь BBC. Великий кинокомпозитор остается собой даже в музыке для спектакля, - а записывалась она для проекта 2007 года «Яблочный флеш-моб» режиссера Андрея Могучего в интерьерах Смольного собора. Каравайчук сам себе кинокамера и сам себе BBC. Остается болезненный вопрос – насколько эта киноимпровизация самодостаточна как музыка? Сам Каравайчук с явной обидой язвит: «В чем, собственно, была работа Чайковского? В том, что он упрощал небесную музыку для таких, как вы. Чтобы деньги заработать, славу, в историю попасть. А те, кто не упрощает, они в историю не попадают». Суждение спорное, как и сам его автор. Чайковский или Бетховен не только упрощают «небесное» для обывателя, но и дарят богатство трактовок своей музыки для самых одаренных музыкантов. Музыка Каравайчука – сама по себе трактовка. Его фортепианные импровизации блистательны, выразительны. Но вряд ли самодостаточны, кажется. Concerto Grosso показывает едва ли не пределы человеческого гения в сфере атмосферной импровизации «на заданную тему». И уж тем войдет в историю мировой импровизационной музыки. Каравайчук умудряется выпукло рисовать музыкой, рождать удивительной чистоты визуальные образы из аудиальных. И делает это живо, страстно – в отличие от того же Филипа Гласса. Наблюдать над этими изящными кружевами – истинное наслаждение. А вопрос о самоценности оставим потомкам. Оценка: 9.5 из 10. Гуру КЕН |