Илья Черт: Я не могу назвать себя хорошим человеком!
Солист группы «Пилот» Илья Чёрт известен тем, что активно пытается возродить забытую многими традицию квартирников.
Он любит проводить закрытые выступления для небольшого круга своих поклонников, на которых есть возможность сыграть песни так, как они были придуманы, то есть просто под гитару. 14 февраля, День всех влюблённых, в клубе «IKRA» Илья Чёрт отыграл «клубник» - акустический концерт, напоминающий по своему формату традиционный квартирник.
Илья Чёрт, как известно, большой оригинал, и даже квартирники он любит играть в необычных местах, поэтому и появляются в его концертной деятельности «дачники», «природники» и «театральники». Он давал закрытые концерты и на чердаке театра «Ленсовета» в Санкт-Петербурге, и в Музее Булгакова в Москве. Однако для того, чтобы попасть на подобное мероприятие, поклонникам иногда приходилось ждать очереди несколько лет. В этот раз Илья выбрал самую просторную из всех подходящих для акустических концертов площадку – клуб «IKRA». Все билеты были проданы за несколько дней до концерта. Не всё прошло так, как задумывал Илья Чёрт. Клуб обещал ему сидячий зал, чтобы максимально приблизить обстановку к атмосфере квартирника, однако стульев поставлено так и не было. Музыкант долго извинялся перед зрителями за то, что им придётся слушать спокойную, тихую акустику стоя. Впрочем, похоже, что самих слушателей отсутствие стульев не смутило, скорее, даже наоборот: находясь в изрядном подпитии, они не были готовы сидеть два часа на одном месте. Вообще в этот раз публика была скорее необычной. К тому, что «Пилот» «народная» группа, собирающая самые разные категории слушателей, все уже привыкли, но появление на концерте Ильи Чёрта в большом количестве гламурных барышень на высоких шпильках стало неожиданностью. Они элегантно потягивали мартини через трубочку и брезгливо шарахались от подъездных героев, пробирающихся к сцене с льющимся через края стаканов пивом. Было очевидно, что эти девушки пришли на концерт ради своих молодых людей, чтобы сделать им приятное в День всех влюблённых. Вообще в «Икре» было очень много парочек, которые соревновались друг с другом в том, кто кому глубже залезет под одежду, и совершенно не смотрели на сцену. Создать атмосферу квартирника в шумном прокуренном переполненном клубе Илье так и не удалось, несмотря на то, что он вёл себя естественно и непринужденно. Много шутил, рассказывал анекдоты, отвечал на записки из зала и играл песни, которые не звучат на концертах «Пилота». Открылся клубник песней «За жизнь», которая в акустическом исполнении явно проигрывает альбомному. Потом была «Море». Перед тем, как сыграть одну из своих самых любимых песен «Небо», Илья Чёрт рассказал о том, что из неё пришлось убрать один куплет, самый запутанный и непонятный, иначе песня не соответствовала формату и не попадала на радио. Подпеть вырезанные слова смогли всего несколько человек в клубе. Со сцены прозвучали и предыстории к песням «Оттепель» и «Смена сезонов». «Следующая песня, - поделился Илья перед тем, как сыграть «Оттепель», - кажется мне очень питерской, потому что она слякотная. У всех есть месяц ноябрь, а в Питере это гноябрь Если вы хотите почувствовать, что испытывает человек во время ссылки, то приезжайте к нам в ноябре. Поэтому у нас с таким нетерпением ждут весны». Ее музыкант исполнил с особенным артистизмом. Илья - актёр, и это всегда помогает ему вытягивать даже неоднозначные песни. И всецело проявить свой актёрский талант ему удалось именно в «Икре», где не приходится тратить силы и энергию на заводные скаканья по сцене по отработанному и наверняка успевшему надоесть сценарию. На своём клубнике Илья удачно балансирует между театральностью и искренностью, чётко разграничив, где стоит побыть актёром, а где - самим собой. Вслед за «Оттепелью» исполнена песня «Смена сезонов», которую музыкант записал на четвёртом сборнике «Рок из подворотен» в практически бытовых условиях, чтобы не отличаться от начинающих музыкантов и доказать, что в настоящей рок-музыке нет лучших и худших. Кстати, отвечая на записки, Илья Чёрт заодно дал своё определение понятию «рок-музыка». Кто-то в зале спросил его, что такое мдуль, и музыкант проведал забавную историю, которую часто рассказывает на квартирниках, об американском туристе, приехавшем изучать музыку «бо-бо» в отдалённое африканское селение. Он записал голоса старейшин, подробно изучил все их музыкальные инструменты, а через год привёз свою запись, сделанную в Америке. Старейшины послушали, остались довольны, только заметили, что это не музыка «бо-бо». В ней сохранена и манера исполнения, и все ритмы, и звучание, но в настоящей музыке «бо-бо» должен быть ещё и мдуль, никто не знает, что это такое, но мдуль либо есть, либо его нет. Если мдуль есть, то это музыка «бо-бо», а если нет, то не бо-бо. «Так вот, - заключил Илья, - рок – это музыка, в которой есть мдуль». Главное, чтобы в погоне за популярностью и в борьбе за экономическое выживание, особенно сейчас, в дни, когда нас всех пугают финансовым кризисом, «Пилот» не потерял этот самый мдуль, который часто создаёт преграду между свободным творчеством и форматом. Отвечая на записки, которые можно было опускать в специальный ящичек, главный музыкальный пилот страны напоминал иногда Регину Дубовицкую, но в отличие от ведущей «Аншлага» демонстрировал тонкое и приятное чувство юмора: от его шуток хотелось не ржать инерциальным смехом, а по-доброму улыбаться. Он рассказывал про вещие сны об инопланетянах, которые ему часто снятся, о любимых книгах и фильмах, о том, что означает слово «йоханга», вспоминал забавные случаи с концертов и добрые байки про своих друзей - питерских андеграундных музыкантов, таких, как Александр Махнач. Кстати, его песня «Сны идиота» также прозвучала на клубнике, и Илья пообещал включить её в репертуар «Пилота». В спокойном гитарном исполнении также были сыграны песни «Синичкин дом» из последнего сольного альбома музыканта, «Зима в Муммидоле», повествующая о грустных мыслях внезапно проснувшегося Муми тролля; «Хорошо и тихо», «Со мной», «Гуру», «Волчье лето», «Индейская», малоизвестная «Голова-фонарь», «Единожды един», а также «Нас утро накажет», которую зал почему-то на первых аккордах перепутал с «Братишкой», «Кошка» и другие ранние и самые, пожалуй, лирические песни «Пилота», в которых отображена простая жизнь романтика, стремящегося оторваться от быта и найти своё место, те самые песни, которых не хватает многим поклонникам группы в их обновлённом творчестве. Конечно, идея клубных акустических концертов интересна, но ни один клубник никогда не сможет полностью передать атмосферу квартирника. Во-первых, общение по запискам – это всё-таки больше монолог, и Илья говорил много, но в ответ мог получать или одобрительные аплодисменты, или бессвязные пьяные реплики из зала. Во-вторых, квартирник – это ощущение причастности к какой-то тайне, единение небольшого количества посвященных. В «Икре» же даже нельзя было расслабиться, чтобы впитать в себя музыку: постоянно приходилось отвлекаться на пьяных, слоняющихся между баром и сценой. Остаётся надеяться, что всё-таки кризис и плотный гастрольный график не убьют желание Ильи Чёрта играть именно традиционные тихие квартирники, похожие на те, где зарождался настоящий протестный русский рок. |