В феврале 1989 года композитор Игорь Матвиенко записал несколько песен с вокалом бывшего участника ансамбля "Лейся, песня" Николая Расторгуева для нового проекта "Любэ" и стал таким образом одним из первых россиян, к которым было применимо слово "продюсер".
Позже среди его подопечных оказались "Иванушки Int." и труженики первой "Фабрики звезд". Свежий проект господина Матвиенко - китчевая девичья группа "Мобильные блондинки".
- Мы привыкли уже, что "Любэ" - группа официально-патриотическая, но ведь в
истоках это был довольно ироничный, пародийный, даже постмодернистский проект.
Когда вы создавали группу, у вас было желание отгородиться от традиции
официальной патриотической песни?
- Меня всегда раздражает фальшь, - рассказывает продюсер "Коммерсанту". - В
политической официальной песне всегда есть такой запашок нехороший. Мы стараемся
этого избежать.
- То есть вы против официоза. Кстати, вы член партии власти?
- Нет. Но я впервые искренне ходил голосовать на президентские выборы, когда во
второй раз избирали Путина.
- А что действительно был такой момент, когда он сказал: "Это моя любимая
группа"?
- Мне кажется, именно так он никогда не говорил. Был просто такой случай:
Владимир Владимирович приехал совершенно неожиданно на концерт, который был в
Сочи, а потом пригласил всю группу к себе в Бочаров Ручей. Меня тогда вообще в
стране не было. До меня потом уже дошли рассказы об этой встрече. Барабанщик наш
пошутил: "Владимир Владимирович, вот у вас я вижу с номерами на автомобиле,
похоже, проблемы, вы обращайтесь, у нас есть связи в ГАИ, поможем". А номеров у
него, кажется, вообще не было. Потом еще факт: группа "Любэ" в большинстве своем
непьющая. Путин, когда узнал об этом, вздохнул с облегчением, вроде того что не
придется фальшивить, подыгрывать. Видимо, тоже небольшой любитель выпивать.
- А как же "баня, водка, гармонь и лосось"?
- В этом жанре музыкант не может петь вечно, это только Кейт Ричардс из The
Rolling Stones может пить и гаситься после 50.
- Что российский слушатель ищет в песне?
- Правду жизни. Вот у певицы Максим есть правда жизни, и поэтому она лидер.
Несмотря на то что как телевизионно-концертный персонаж она неинтересна, я даже
не очень хорошо представляю себе, как она выглядит.
- Как вы реагируете, когда вам вручают разные премии за плагиат вроде
"Серебряной калоши"?
- Мы работаем в жанре "мейнстрим", в направлении, которым правит формат. Это
значит, что ты должен быть таким, как все остальное стадо. На радиостанции,
условно говоря "Европа плюс", звучит одна песня. Чуть-чуть по-разному спетая,
иногда на английском, иногда на русском языке. Если ты хочешь попасть на
радиостанцию "Европа плюс", ты должен внедриться в эту песню и сделать свою
интерпретацию. Это плагиат или похожесть? Потом, хит не может быть новаторским
произведением. Хит - это срез состояния. Можно ли говорить о том, что есть
"плагиат состояния"? Правда, иногда я действительно использую цитаты, как в
песне "Любэ" "Дорога".
- А "Фабрика звезд"? "Батоны" Миши Гребенщикова - это ведь Принс? "Рыбка" группы
"Фабрика" - "In The Death Car" из фильма "Мечты Аризоны"?
- "Батоны" Миша написал сам, у него вообще такой диджейский, сэмплированный
подход к творчеству. А "Рыбка" - это Брегович? Так это один из моих любимых
композиторов! Вполне возможно, что эта интонация как-то туда просочилась. Иногда
такие вещи обнаруживаешь, когда песня уже состоялась.
- Ваши куклы из "Мобильных блондинок" даже не скрывают, что поют под фонограмму.
Зачем?
- На самом деле девушки поют точно так же, как и большинство певиц на нашей
эстраде. Но живое исполнение не есть предмет продажи в поп-жанре. Здесь продают
образы, шоу, все оттюнено, все красиво, гармонично. И наши "блондинки" честно
говорят: мы можем вживую, но поем под фонограмму.
- Вы, насколько я знаю, человек верующий. Как примиряется вера с "Мобильными
блондинками"?
- Есть противоречие. Ну так я, как любой человек, соткан из противоречий.
Безусловно, меня парит этот вопрос, меня волнует, что слушают мои дети. Но
лучше, когда все-таки есть этот выбор. И "Мобильные блондинки" честнее
большинства наших певиц и женских групп. Они не эксплуатируют соблазны и пороки,
наоборот они их высмеивают. Это же стеб и ирония, как и в случае с "Любэ", но на
другую тему - рублевская жизнь, гламур, наш шоу-бизнес.