Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

«Аквариум» - «Записки о Флоре и Фауне»

Чудом сохранившийся концерт «Аквариума» в общежитии питерского института им.Бонч-Бруевича летом 1982 года бережно отреставрирован.

2CD. SoLyd Records, 2010.

Про этот концерт не помнит и сам БГ, в чем честно признается в обращении на обложке диска: «Для начала, никто не можем вспомнить, когда именно он произошел. Фотографий с него не сохранилось, а память участников не сохранила ни одной достоверной детали». Концертов в начале 80-х «Аквариум» в самых разных составах играл немало, так что немудрено. Этот концерт, фактически квартирник, сыгран в составе: БГ, Андрей Романов, Сева Гаккель, Михаил Файнштейн.

При прослушивании невозможно отвязаться от мысли, что сам много раз когда-то слышал этот концерт на зажёванной бобине, купленной где-то в переулках Арбата доперестроечных времён. Впрочем, на второй части альбома идут несколько малоизвестных песен – «Перекрёсток», «Сельские леди и джентльмены», «Мне хотелось бы видеть тебя» - и дежавю пропадает. Подвиг Вячеслава Минькова, сохранившего в отличном качестве плёнку с тех бурных лет, достоин уважения и почитания. Сыгравшийся «Аквариум» действительно музицирует вполне знакомыми маршрутами, чётко по канве студийных версий, и все импровизации уже приглажены умелой рукой мастера Бо.

Любопытны ремарки Бориса Гребенщикова между песнями, - раз он не помнит концерта, то и не помнит своих же высказываний. Так что улыбаться можно вместе с БГ:

- Может быть, не все тут знают Майка. Надеюсь, теперь его все узнают. Это его песня. (перед «Пригородным блюзом»);

- Она была написана три года тому назад, когда мне было 25. Когда я еще до фестиваля в Тбилиси был ещё инженером. И занимался музыкой только 10 лет, а не 13, как сейчас. (перед «25 к 10»);

- Была такая книга «Герои нашего времени». Так вот – ещё один герой! (перед «Ивановым»);

- Песня, которая по нашему долгому печальному опыту требует комментариев. Может, кто-нибудь знает такую группу – «Машина Времени»? (в зале недоумённое молчание) У них была прекрасная песня «Флаг над замком». Кто-нибудь помнит, нет? (в зале недоумённое молчание) И там была строчка «Поднимать на мачте мечты свой единственный флаг». А в следующей песне пойдет речь про людей, которые флаг когда-то подняли, и про него забыли. Флаг есть, и они считают, что всё в порядке. А он пылится, начинает уже пахнуть… (перед «Электрическим псом»).

Отличительная черта тех времен – рафинированные акустические аранжировки, своей симфоничностью и полифонией ставшие де-факто стандартом акустического рока на долгие годы. Виолончельные партии Гаккеля апеллируют к просвещённой публике, которую «Аквариум» успешно и получил. Ансамблевость звучания тем ценнее, что позднее Гребенщиков отказался как от изысканности аранжировок, так и от принципа равного вклада участников группы в общий результат. Сейчас «Записки о Флоре и Фауне» слушаются как памятник тому дружному и дышащему в унисон «Аквариуму» 80-х, безвозвратно утраченному. «Наверное, это не зря», как поет БГ, но толику ностальгии запись концерта 1982 года провоцирует.

Реставрацией записи занимался легендарный Алексей Вишня, и работа проделана на пять. На выходе получился весьма приемлемый сбалансированный звук с приятным шуршанием плёнки. Этот релиз стал третьим изданием концертных раритетов «Аквариума», первыми неугомонный SoLyd Records выпустил «Зомбияйц» и «Оракул Божественной Бутылки» происхождением из 1998-1999 годов. Все три релиза превосходно оформлены, и стали прекрасным подарком любителям «старого Аквариума».

Оценка: 9 из 10.


Лина Милович – «Материализация»

С 2003 года бизнесвумен с псевдонимом Лина Милович в качестве хобби поет не шансон, как большинство ее коллег, а изысканную рафинированную поп-джаз-электронику.

2CD. «Мистерия Звука», 2010.

Для тех, кто никогда не слышал Милович, наиболее корректным будет сравнение с Аленой Свиридовой – благо, и голоса у них порядком похожи, и манера эдак расползтись широко раскрытыми гласными, и с легкой оттяжечкой выдохнуть что-то вкрадчивое-шершавое. Обе практикуют позитивный попс нездешней тактичности: ни тебе бухающих на первую долю жирных барабанов, ни умца-умца независимо от содержания песни. А вот в дальнейшем их сходство завершается – умения Свиридовой писать не только изысканные, но и понятные большинству слушателей песни у Лины Милович нет.

Не то, чтобы это свидетельствовало в пользу или стало отягчающим обстоятельством. Разные исходные. Песни Милович – «не для всех» отнюдь не только из-за непростых аранжировок, но и из-за полного асинхрона с реальной жизнью россиянина. Скажем, «Шоколад». Вместо ожидаемого позитива – ревность, и элегантно-резкое «Пусть лакает шоколад» или «Я выбираю снова приоритетность слова», щедро сдобренные многократными «окей». Или «Непустота» - когда дурашливо-язвительным голосом Лина поет «Только не пустота, я боюсь тебя, подруга». Милович заряжает нарочито позитивные лаунж-аранжировки изрядным запалом ревности, язвительности и предчувствием недобра.

По сути, Милович шаманит. Ведьманит. Не хуже Бьорк или Линды в лучшие годы.

Но это не может быть близко массовому слушателю. У нас ведь как? Если тебе плохо – поплачь. Если хорошо – эх, раззудись плечо, развернись душа. Милович же по-европейски сдержанна, умна, хорошо воспитана. Сравняет с землей так, что и не сразу заметишь. Материальные возможности позволили сделать альбом сразу в двух версиях – одна с отечественными музыкантами, другая с британским электронным гуру Yoad Nevo (работал с Duran Duran, Morcheeba, Goldfrapp). Невероятно интересно сравнивать версии одних и тех же песен. Где наши выискивают нюансы ритмики и мелодические подклады, англичанин заполняет расщелины воздушным эмбиентом и колебаниями звука от псевдо-труб, псевдо-гитар и псевдо-потрескиваний, ничуть не стесняясь и даже акцентируя их электронную природу. Что интереснее – выбирать слушателю.

Песня «Шоколад» попала в довольно плотную ротацию «Русского радио» и изредка звучит на «Хит-FM». Не случайно на альбоме не 2, а аж 3 ее версии. Еще больше – песни «Легко», аж 4, и до середины она ротировалась на тех же радиостанциях. Другие не подхватили, что немудрено – даже факт ротации на «Русском» и «Хите» выглядит подозрительно прогрессивно для этих устоявшихся форматов…

Альбом «Материализация» (довольно неудачное название, но первый-то альбом Милович назывался еще хуже - «Педикюр»!) кажется из ряда вон выдающейся работой на общем фоне скучнеющей русской поп-музыки. Если Милович сумела бы написать более «песенные» тексты и пойти где-то на компромисс с «радиоформатом» - этот альбом захотело бы услышать на порядки больше слушателей. Но и без компромиссов своего рафинированного ценителя он, надеюсь, найдет.

Оценка: 8 из 10.