Бывший муж Пугачевой: Она никогда не уйдет со сцены!
Кинорежиссер и писатель Александр Стефанович за свою богатую событиями жизнь успел многое и останавливаться не намерен. Он снял более 50 художественных и документальных фильмов, написал 70 сценариев и несколько книг. Его титулов и званий не перечесть. А еще в его жизни когда-то была жена - Алла Пугачева, к восхождению которой на самую вершину эстрадного олимпа он имел самое прямое отношение.
В канун 60-летия великой певицы Стефанович согласился побеседовать с нами про эту любопытную страницу его биографии. - Прежде всего пользуюсь случаем и хочу поздравить Аллу с юбилеем, - заявил "Экспресс газете" Александр Борисович сразу, как был включен диктофон. - Наши отношения не такие простые, но мы прожили вместе четыре ярких года, которые никуда не выкинешь! Так что желаю ей успехов и счастья в личной жизни! - Простите, Александр Борисович, каких успехов? Алла Борисовна ведь заявила на пресс-конференции, что прекращает выступать! - Ровно десять лет назад, накануне 50-летия, было все то же самое, слово в
слово: и заявления типа «я ухожу со сцены», и реклама «прощального» тура. К тому
событию даже выпустили альбом со всеми песнями Пугачевой в такой деревянной
обложке, который коллеги-«доброжелатели» тут же окрестили - «гроб с музыкой». Ей
просто нужно раскручивать очередные концерты, выбить у спонсоров деньги на свой
театр и т.д. Разумеется, никуда она не уйдет, для эстрадных артистов жизнь вне
сцены пуста и бессмысленна. Хочу пожелать нашей имениннице долгих лет, чтобы
люди и в канун следующих юбилеев также хватались за сердце, прослышав об
очередном ее уходе. - Пугачева язвительно сказала, что кое-кто из ее бывших мужей пишет мемуары. Уж не вас ли она имела в виду? - Если бы я сделал это, то, думаю, черти бы сдохли. Я ведь много чего знаю, просто не считаю нужным все подряд афишировать. Только в моем романе «Я хочу твою девушку» среди 75 новелл есть одна, где речь идет о знакомстве героя с эстрадным миром. И там существует персонаж, наделенный некоторыми чертами Аллы, но у девушки даже фамилия другая. Алла в данном случае, похоже, имеет в виду Женю Болдина, который стал ее супругом после меня. В своих воспоминаниях он «проходится» по ее последующим мужчинам, а также приводит ряд живописных деталей из их семейной жизни. В частности, как она крутила романы прямо у него на глазах. Или если Пугачева выпивала вторую рюмку во время застолья, то находила какую-нибудь жертву из числа своих гостей или подчиненных и начинала ее изводить, издеваться. А жертве приходилось это терпеть. Часто такой жертвой становился и сам Болдин. От этих воспоминаний Алла Борисовна просто в ярости. Я, заметьте, никогда ничего подобного не утверждал! Что же касается намерения Аллы написать книгу, о чем она тоже говорила на пресс-конференции, то я думаю, что речь идет о заказной комплиментарной продукции, так как литературные способности не входят в число ее многочисленных талантов. А вот если нанятый журналист что-нибудь приврет или Алла что-то подзабудет, то и мне придется ее аккуратно поправить. Но думаю, что до ее «мемуаров» еще далеко. Это ведь не фотоальбомчик, который можно издать за пару недель. Серьезная книга отнимает у автора годы. - Как известно, вас с ней свел ваш друг - известный поэт Леонид Дербенев... - Леня мне сказал тогда: «Я тебя хочу познакомить с одной талантливой
девушкой. Думаю, что ты ей можешь помочь, только учти - она совершенно без
тормозов!» Наверно, Дербенев имел в виду, что я, как режиссер объединения
музыкальных фильмов на «Мосфильме», могу занять ее в какой-нибудь картине. У
него в этом деле вместе с замечательным композитором Александром Зацепиным был и
свой здоровый деловой интерес. Ведь они писали песни, которые Алла записывала в
студии Зацепина, и поэтому были заинтересованы в их раскрутке. - Я про нее тогда ничего не знал. А популярная песенка, звучавшая из каждого двора, с этой стройной рыжеволосой и губастой очаровательной девчонкой, которую я тогда впервые увидел, в моем сознании никак не ассоциировалась. В тот вечер дома у Дербенева Алла меня совершенно очаровала. Она была в ударе
- пела, танцевала, пародировала популярных исполнителей. Я предложил ее
подвезти. Когда мы ехали по Волгоградке к ее дому, она показала мне на какой-то
жуткий советский памятник в форме звезды: «Знаешь, почему он здесь стоит? Потому
что тут рядом звезда живет!» Такой у нее был юмор. Мы обменялись телефонами, и
через какое-то время я пригласил ее в ресторан Дома кино. Но она предложила
поехать в ее любимое заведение - ресторанчик «Сосновый бор» на Рублевке, который
она называла «Еловая шишка». Во время обеда она вдруг порезала ножом палец,
выдавила кровь на листок моей записной книжки и написала: «Определите на досуге
мою «группу». Потому, как петь это мое «кровное» дело». - То есть уже тогда в вашей голове начали формироваться знаменитые «Пять
принципов Стефановича»: - Окончательно сформулирован и записан этот план был только через несколько месяцев. В кухне нашей маленькой квартиры на Вешняковской улице возле МКАДа я повесил листок с пятью стратегическими принципами создания образа и еще один - с двадцатью тактическими пунктами - как это воплотить в жизнь. А чтобы не посвящать посторонних, все было шутливо зашифровано. Четвертый пункт, к примеру, назывался «Театр Аллы Пугачевой», а пятый - «Пугачевский бунт». Многие из наших гостей видели эти бумажки. Недавно жена композитора Александра Журбина - поэт и переводчик Ирина Гинзбург (Грицкова) вспомнила о посещении нашей квартиры. - Чтобы вывести формулу покорения эстрадного олимпа, я приглядывался к работе
Аллы, отмечал ее сильные и слабые стороны, анализировал состояние тогдашней
нашей эстрады. В тот момент на сцене царили Эдита Пьеха с ее характерным
польским акцентом и молдаванка София Ротару с фольклорным репертуаром. Значит,
нужно было срочно занять пустующую нишу современной русской певицы. (Пункт номер
три.) Кроме того, Алле нужно было оторваться от соперниц из ее поколения -
Понаровской, Отиевой, Долиной, вокальные данные которых были гораздо сильнее.
- А личная жизнь-то у вас вообще была?! - Не нужно думать, что мы, как маньяки, только говорили об эстраде. Мы жили веселой молодой жизнью. При этом каждый занимался своим делом - Алла своими песнями, а я своими фильмами. Просто иногда я давал ей советы, а она к ним прислушивалась. Теперь меня называют первым советским «имиджмейкером», но вышло это совершенно случайно, между делом. Часто мы просто озорничали. Так, в соответствии с пятым пунктом нашего плана мы запускали по «сарафанному радио» разные скандальные небылицы. Однажды в какой-то веселой компании я пошутил: «Пугачева, почему ты убила мужа утюгом?» Неожиданно эта шутка получила широкое распространение. Во время очередных гастролей Аллы в провинции кто-то из местных начальников поинтересовался: а может ли она выступать в их городе, ведь в Москве на нее заведено уголовное дело по обвинению в убийстве. Или как-то мой друг, сценарист знаменитого фильма «Мертвый сезон» Александр
Шлепянов, рассказал такой анекдот. В кулуарах очередного съезда КПСС к Брежневу
подходит делегат из рабочих и спрашивает: «Извиняюсь, как вас зовут?» Брежнев
недоуменно отвечает, мол, Брежнев Леонид Ильич. Работяга возвращается к своему
приятелю и разочаровано произносит: «А ты говорил - Банионис, Банионис...»
Шлепянов подвел итог: «Брежнев - это мелкий политический деятель эпохи Донатаса
Баниониса». В то время Банионис был неслыханно популярен. Я посмеялся, несколько
раз пересказал анекдот друзьям, а потом подумал: «А зачем нам кузнец?» - и стал
рассказывать только его вторую часть, заменив Баниониса на Пугачеву. В таком
виде он и вошел в фольклор. - Это тоже вышло случайно. Однажды Алла мне говорит: «Сашечка, все мужчины, которые меня окружали или окружают, что-то важное для меня сделали. Вот Дербенев написал для меня лучшие тексты, Зацепин - лучшие мелодии, Слободкин великолепно аранжировал «Арлекино» (руководитель «Веселых ребят» Павел Слободкин был одно время возлюбленным Аллы Борисовны. - прим.ред.). А ты что для меня сделал?» Отвечаю: «А я тебя вычислил!» - «Ну, тогда, как честный человек, ты должен на мне жениться!» - заявила она. «С удовольствием, Пугачевочка...» - ответил я. На другой день мы поехали в районный загс и быстро расписались под предлогом того, что должны уезжать в длительные командировки. Было все достойно, но скромно, без пафоса - никакой фаты, к примеру, у Аллы не было. Кстати, так как это событие свалилось мне на голову совершенно неожиданно, то я одолжил денег на проведение свадьбы у Сергея Владимировича Михалкова, с которым я в то время вместе писал сценарий по его пьесе «Пена». Сразу после официальной церемонии мы отправились в Опалиху к нашему приятелю Сирушу Бабеку, он купил тогда у Людмилы Зыкиной дачу, где и был накрыт стол. Бабек - личность легендарная: богатый бизнесмен, он был гражданином Ирана и поэтому вел себя очень независимо. Он прославился тем, что устроил на этой даче студию, где записывал песни Володи Высоцкого и издавал его пластинки во Франции. В его доме были бассейн, спальни с джакузи, в общем, то, что советские люди видели только в кино. Неудивительно, что у него часто собирались самые известные в тогдашней московской тусовке люди - актер Борис Хмельницкий, режиссер Владимир Краснопольский, Высоцкий с Мариной Влади и многие другие. День нашей с Аллой свадьбы совпал с кануном католического Рождества. У Сируша были свои гости, мы привезли своих... И все вместе веселились, пели, танцевали всю ночь, и в результате уставшая Алла заснула у меня на плече. Можно сказать, наша первая брачная ночь прошла на стульях. Но тогда мы были действительно счастливы! Надо сказать, что далеко не все разделяли мой восторг. Один режиссер- классик с «Мосфильма» сказал: «Стефанович! Ты с ума сошел? Женился на какой-то певичке...» Но это только разжигало азарт. Я делал все, чтобы доказать - моя девушка лучше всех на свете! В то время она целиком и полностью отдала себя ему в руки, и он творил из нее
звезду мирового класса. Над кухонным столиком висел написанный им перечень
необходимых для этого условий... Как я понимаю, Стефанович вообще всерьез
занимался тогда пугачевским «просветительством» и «облагораживанием» и старался
привить ей вкус к хорошим стихам. Думаю, не было бы его - не было бы ни песни об
Александре Герцевиче, ни превращенного из «Петербурга» «Ленинграда»: ведь
Мандельштама, одного из любимых своих поэтов, Стефанович мог шпарить наизусть
часами... Наверное, вся эта смесь начитанности с душком антисоветчинки выделяла
его из многочисленного окружения лабухов, циркачей и эстрадников, с которыми
Пугачеву связывала судьба. К тому же Стефанович был прирожденным менеджером,
вникавшим во все перипетии, тонкости и проблемы ее карьеры... |