Lumen спас девушку на своем концерте
23 и 24 мая группа «Lumen» в опасно переполненном ДК «Горбунова» презентовала свой новый альбом, получивший название «Мир».
«Lumen» относится к числу тех особенных групп, от которых постоянно ждут чего-то неожиданного. Одни музыкальные критики ими восторгаются, другие относятся с опаской; кто-то сравнивает их по социальной значимости и музыкальному прорыву с группой «Кино», а кто-то называет «припанкованными зверьми», но тем не менее, почти всегда с интересом следят за их творчеством. Видимо, всё дело в самобытности группы, в образе одновременно агрессивных и ранимых романтиков с низким порогом боли и обострённым чувством справедливости, обострённым настолько, что это становится причиной внутреннего надрыва, когда в душе сталкиваются две стихии – «Буря» и «Мир». То, что получается в результате этого столкновения, группа продемонстрировала на своих московских концертах в ДК «Горбунова», куда привезла и новый альбом, и новую концертную программу. Сейчас «Lumen» на пике своей популярности, и находится в числе самых авторитетных рок-групп, зародившихся в конце 90-х. «Мир» стал пятой студийной работой, и вобрал в себя всё то, что делала группа на протяжении всего своего существования. Группа пережила определённый период и подвела итог тому, что волновало музыкантов всё это время. Звучание стал взрослее и спокойнее, и основное отличие альбома от предыдущих работ «Lumen» - тема любви, попытка рассмотреть это чувство в самых разных его ипостасях. Этот альбом, прежде всего, о мире людей и об их отношениях друг с другом. В живом исполнении «мирный» альбом звучит жёстко и броско. Желание сделать звучание пластинки более грязным и плотным на концерте достигает своего апогея. Даже самые лиричные композиции в живом исполнении превращаются в энергичное, перенасыщенное эмоциями «рубилово», но при этом они не лишены пронзительной мелодичности и традиционных люменовских переходов от жёстких звенящих рифов к медленным переборам. ... Ещё в метро становилось ясно, что слухи о плохой продаваемости билетов – ложь: от «Александровского Сада» вагоны шли заполненными активными подростками, слушавшими на мобильных телефонах «Lumen». Было забавно наблюдать за ветераном с орденом на груди, который внимательно вслушивался в песню «Лабиринт» во время тишины на станции и, улыбаясь, подтопывал ногой в такт музыке. В первый день концерт был задержан почти на два часа, именно поэтому дружное «Lumen! Lumen! Lumen!» сначала сменилось не менее дружным: «Выползай!», а потом совсем уже неприличным: «За…ли!». Вокалист группы Рустем Булатов, выйдя на сцену, извинился и объяснил задержку тем, что сначала группа ждала, пока внутрь ДК, где всего один вход, попадут все желающие, а потом боролась с небольшой технической неисправностью. Наиболее активные и безбашенные фанаты именно у «Lumen», поэтому то, что происходило на концерте в дни презентации можно описать всего одним сленговым словом «мясо». «Мясо» - это когда даже сбоку от сцены сдавливающие тебя люди не позволяют поменять положение тела. Примерно в середине выступления девушка в первых рядах потеряла сознание. И неизвестно, как скоро ей бы оказали помощь, если бы Тэм её не заметил: сначала он прямо во время песни хотел броситься к ней сам, но потом крепким мужским словом привлёк внимание бездействующих охранников. Подобные ситуации на концертах этой группы не редкость: поклонники ломают ограждения, бросают в зал бенгальские огни, доводят друг друга до обмороков жёстким слэмом. Это сознательный выбор, вполне законное приключение и способ выплёскивать адреналин. В этот раз фаеры были запрещены, охранники пытались бороться с ними, когда они по традиции вспыхнули на песне «Гореть». Традиция традицией, но в Санкт-Петербурге, где «Lumen» был днём ранее, из-за брошенного в толпу огня чуть было не пострадали люди. Однако некоторые подростки продолжали зажигать их назло, превратив это в своеобразную игру с секьюрити. Открывались оба концерта песней «Последний шанс». Во всех городах «Lumen» играет одинаковую программу, состоящую из новых песен и композиций с прошлых альбомов – преимущественно «Правды» и чуть меньше «Свободы»: «6 миллиардов», «Далеко», «Буря», Пока ты спал», «Государство», «Зубы», «Ложь», «Гореть», «В бетонной коробке» и др. Программа получилась очень жёсткой и эмоциональной, и с непривычки можно потеряться в этом вихре идей и размышлений: социальный протест и жажда борьбы вдруг неожиданно сменяется почти отчаянным желанием убежать от людей, ненависть к государству – чувством остывающей любви к женщине. В музыкальном отношении песни гармонируют друг с другом, не сливаются в однообразную длинную композицию, и в то же время не рассыпаются на отдельные осколки. На сцене Тэм исполняет песни с нового альбома гораздо эмоциональнее и надрывнее, чем на альбоме, и композиции, которые могли пройти на диске мимо слушателя, вполне вероятно, на концерте неожиданно откроются с другой стороны. Так, например, в концертном «Лабиринте» появляется не просто надрывная усталость от того, что все пути приводят туда, от куда хочется уйти, а даже какая-то ненависть, и в конце второго куплета и музыка, и голос Тэма словно превращаются в нервный срыв. Песня «Беги» на концерте звучит интимнее, чем на альбоме. Создаётся впечатление, что это очень личное, личное до такой степени, что даже страшно делиться этим с окружающими. Её Тэм поёт, закрывая лицо руками. А вот песня «Ржавчина» всё-таки выглядит бледновато. Созданный группой образ ржавчины, разъедающей чувства, очень силён, за ним - глубокая трагедия, когда теряется способность любить. Но в живом исполении этой трагедии не слышно, в ней больше какой-то будничности и обыденности. Впрочем, возможно, что именно такого эффекта и добивались музыканты: ржавчина, которая превращает отношения людей в рутину. Вокалист группы вообще стал гораздо увереннее: стало больше широких открытых жестов, перемещений по сцене, игры с микрофонной стойкой. Однако он по-прежнему сосредоточен и как будто несколько задумчив, как будто постоянно размышляет о том, как выглядит сейчас со стороны. Вообще все музыканты во время концерта словно погружены в себя, но от этого группа всё равно воспринимается как единое целое. Эта сосредоточенность «люменам» очень идёт, и была бы странно, если бы музыканты, поющие о ядерном взрыве или поднимающие проблемы милосердия, устраивали на сцене какое-нибудь красочное позитивное шоу с бесконечными улыбками и плясками. И хотя в новом альбоме Тэм старается больше петь, а не просто рычать и говорить под музыку, неизменным остаётся его крик в микрофон, который он издаёт, приседая на одно колено. Кричать в микрофон умеют многие музыканты, но далеко не все делают это так красиво.
Вокалист «Lumen» стал меньше разговаривать с залом. За оба вечера он произнёс совсем короткое приветствие, несколько раз поблагодарил лаконичным «спасибо» поклонников за активность и рассказал о нескольких песнях. «Мы гости в вашем городе, и именно в столице наиболее остро чувствуешь то, о чём мы поём в следующей песне, потому что здесь, уходя из дома, обязательно нужно застегнуть в кармане ПАСПОРТ», - сказал он перед тем, как исполнить песню, которая так и называется - «Паспорт». Песне «Секунда» предшествовал рассказ о том состоянии человека, когда от переизбытка счастья и чувств хочется бежать просто так, в никуда. Закрывала концерт песня «Когда» - полуинструментальная композиция-прощание, сделанная совсем не по-люменовски, но заставляющая плакать девочек в зале. А после баллады, в которой Тэм обещает ещё спеть когда-нибудь, «Lumen» действительно вернулся и спел на бис ещё три песни – «Зубы», нетленку «Сид и Нэнси», которую публика требовала весь концерт, и, чтобы вытянуть из фанатов последние силы, жесточайший «тяжеляк» «Харакири». В ДК «Горбунова» порадовал звук. Редко бывает, когда можно слышать музыкальные инструменты по отдельности и чётко понимать все слова. Даже акустическая гитара в инструментальной части песни «Когда» звучала так, как ей и нужно звучать – звонко и живо. Однако и в первый, и во второй день несколько раз выходило из строя оборудование, не выдерживая всех тех экспериментов, которые пытались проводить с ним музыканты. Во время одной из таких неполадок гитарист группы Игорь Мамаев вышел на самый край сцены с мощным гитарным соло, и по-звёздному эффектно смотрелся среди поднятых рук, лишь едва не касающихся его. Эта красивая рок-н-ролльная картинка очень забавно вписывалась в «совковые» интерьеры легендарного ДК. Теперь «Lumen», вероятно, появится в Москве нескоро. |