Вместо Мамонова спел Шумов
Фестиваль «Золотое подполье» собрал рок-звезд московской «новой волны» 80-х: Мегаполис, Альянс, Оберманекен, Николай Коперник, Василий Шумов и примкнувшие к нему музыканты Звуков МУ.
Место для мероприятия было выбрано – не поспоришь – знаковое. 20 лет именно во Дворце на Яузе ( тогда ДК МЭЛЗ) состоялась презентация эпохального для рок-движения 80-х фильма «Асса», которая вылилась в многодневный парад неформальных субкультур (интересно, кстати, почему Сергей Соловьев не надумал провести премьерный показ «Ассы-2» здесь же?). Легендарные музыканты, участники групп «Альянс», «Оберманекен», «Николай Коперник», «Мегаполис», собравшиеся в этот вечер на сцене – сегодня, как и 20 лет назад, находятся в подполье. Но уже не идеологическом, как в советские годы, а эстетическом, дистанцируясь от музыкального мейнстрима и играя концерты «для своих». Хотя «Мегаполис» занимает в этом отношении «примирительную» позицию. Собрались самые романтичные московские рок-экспериментаторы 80-х, задействовавшие в своем творчестве завоевания «новой волны». В этот майский день во Дворце на Яузе и вокруг него будто действительно повеяло романтикой «перестроечного» времени.. Уже за час до действа вход во дворец превратился в место встреч – тех самых, из 80-х, некоторые из которых – по традиции – уже мирно разогревались благородными напитками. Герои дня – Олег Нестеров («Мегаполис»), Юрий Орлов («Николай Коперник»), ставший специальным гостем фестиваля Василий Шумов («Центр») и автор фестиваля Алексей Борисов («Ночной проспект») всей компанией очень демократично тоже заявились сюда, к ступеням дворца, делясь воспоминаниями друг с другом и со съемочной группой, сопровождавшей их к месту событий. Без лишних речей открыла марафон возрожденная группа «Альянс», которая, познакомив публику с новыми песнями, дала душе воспарить под звуки своего немеркнущего хита «На заре», являющимся визитной карточкой коллектива. Между каждыми выступающими объявлялась торжественная пауза для настройки, во время которой слушателям предлагалось пойти проветриться. И в этом, несомненно, тоже присутствовал определенный колорит эпохи. К середине концерта закаленный неформальной жизнью народ стал «проносить с собой» чудные напитки в зал, при очень милом попустительстве сотрудников Дворца. Проект Анжея Захарищева фон Брауша, по традиции именуемый группой «Оберманекен», был минималистичен: сам мэтр изящной эротико-дендистской словесности и «металлической» внешности барабанщик, представленный как «Ринго», а заодно и «внук Набокова». Вот такой странный дуэт – безупречно заревербироваванная электрогитара, проникновенный голос и ударные. Однако были в зале те, кто пришел на концерт только затем, чтобы услышать в очередной раз «Ночного портье» и «Девочку-подростка» - хиты, которые пел когда-то второй участник «Оберманекена» Евгений Калачев. Под занавес короткого выступления – красивая композиция «Бриллиантовый дым» с одноименного альбома, который Анжей пишет и «выпускает» уже добрых пять лет. Неоправданно долгим, признаемся, было выступление появившегося следом на сцене «Николая Коперника» во главе с другим денди московской «новой волны» - Юрием Орловым, который так же, как и Анжей, щеголял изысканностью костюма и манерными жестами, полными неги и самолюбования. Чуть ли не после каждой песни он зачем-то церемонно скрывался за кулисами и затем картинно появлялся вновь (один раз даже с другой стороны сцены). В зале даже перешептывались: не потреблял ли он чего в эти «забежки»? Встречали «Коперник» очень тепло – в зале собралось много поклонников коллектива. А затем был самый странный и интригующий сет вечера. На сцену вышла почти в полном составе группа «Центр» во главе с Василием Шумовым, дополненная музыкантами легендарных «Звуков Му» - клавишником Павлом Хотиным и басистом Александром Липницким. К ним примкнул также пионер столичной рок-сцены Юрий Иванов ("Скоморохи", "Центр", гр. Джоанны Стингрей, Bossa bravo band). И вот тут и случился обещанный сюрприз – объединенный состав заиграл один из главных хитов «Звуков Му» - песню «Серый голубь», а за Петра Мамонова, вовсе не пытаясь копировать мимику последнего, а по-своему, «по-шумовски», спел лидер группы «Центр». А затем Шумов бодренько напомнил о себе и своем коллективе перестроечным гимном 1988 года «Привет, тебе!», вызвавшим всеобщее оживление. Завершал вечер «Мегполис». Видели бы вы, с каким воодушевлением пел Олег Нестеров! Как будто его долго держали взаперти, запрещая исполнять собственные песни, и вот наконец дали редкую возможность самовыразиться. «Мы уже 12 лет не выпускали альбомов, - признался Олег. – Занимались продюсированием. Но сейчас поняли, что так соскучились уже по собственной музыке!» Новые вещи «Мегаполиса», исполненные в программе, кстати сказать, ничем не уступают ранним – еще более проникновенные, лиричные, но по-взрослому. Удивительно тонкая взрослая сентиментальность. Как признался идеолог вечера Алексей Борисов, дело, начатое год назад на ВВЦ (в павильоне «Украина» на первый фестиваль под вывеской «Золотое подполье» собралось аж 12 коллективов) и продолженное в этот раз, будет развиваться – в виде целой серии концертов. По словам Борисова, возможно это будут необычные альянсы и воссоединения составов легендарных московских групп. Почему бы не собрать на один вечер золотой состав «Бригады С», или не произвести волнующее воссоединение Жанны Агузаровой с группой «Браво»? «Золотое подполье» дает возможность прикоснуться к настоящей кунсткамере рок-движения 80-х, напоминая, что и московская сцена, наряду с питерской и свердловской, произвела на свет немало интересных явлений. Многих их которых в свое время, прямо скажем, по достоинству тогда и не оценили. |