БГ прощается, чтобы сказать: "Здравствуй!"
Считается, что традиционные МХАТовские концерты "Аквариума" - это встреча группы с теми, кто любил и слушал БГ в 70-е и 80-е.
Концерты, на которых Гребенщиков сотоварищи исполняют как новые и лучшие песни, так и композиции, что не игрались с тех времен. 28 мая коллектив не стал изменять традиции и отыграл концерт "для старых друзей". Все-таки клубные концерты, на которых БГ может позволить себе порой легкое хулиганство, и "театральные" или "кремлевские" концерты "Аквариума" - это, как говорят, "две большие разницы". Сидячая площадка МХАТа им. Горького и специфика публики накладывают свой отпечаток, и от этого никуда не денешься. Вроде бы и песни играются приблизительно те же самые, и музыканты играют те же, а энергетика разная. И нельзя сказать, что какие-то концерты лучше, а эти хуже: они просто разные. И действительно, раз уж решились на встречу со старыми друзьями, то и аллюзий, отсылающих в период 70-80-х, было не избежать. Гребенщиков приветствовал зал фразой-коаном: "День сегодня тихий и жаркий, но, тем не менее!" - и музыкальный состав покатился по рельсам. И тем, звучащих в этот вечер, было, действительно, не менее трех: новый "Аквариум", старый "Аквариум" и отдельная история - кельтский "Аквариум". Образ лишившегося своей легендарной бороды и блестящей макушки Гребенщикова, временами играющего без привычных уже очков, будто вернул все, как минимум, в начало девяностых. Приблизительно так выглядел БГ во время концертов времен "Русского альбома". Ещё одна из аллюзий прежних времен для старых друзей. Друзья же за прошедшие годы повзрослели, остепенились, заняли свои места в жизни и пришли послушать кумира молодости, в комфортных креслах театрального зала. Полконцерта сидит и Гребенщиков, играя в первом отделении песни из альбомов двухтысячных годов: "Послезавтра", "Красота - это страшная сила", "Народная песня из Паламоса", "Туман над Янцзы" и целый блок из песен с последнего альбома "Лошадь белая", - которые принимаются публикой благодарно, но сдержанно. Гребенщиков в этот вечер немногословен: "Много чего хотелось бы вам сказать, но все, что хочется сказать, значительно больше слов: тут музыка очень помогает". Исключение составляет разве что рассказ о недавней песне "Акуна Матата", по поводу которой, как признался Борис Борисович, он получил благодарственное письмо, в котором автор рассказывает, как песня помогает ему жить: когда нужно мягко намекнуть засидевшимся гостям, что пора бы и честь знать, он ставит эту песню, и все всё понимают и сразу уходят. "В этом вся суть, - говорит Гребенщиков. - Не сказав "до свидания", нельзя сказать "здравствуй"! И после небольшой паузы: "... Если вы понимаете, что я имею в виду"! Всеобщий смех. Еще одна аллюзия на восьмидесятые, прошедшие под знаком вопроса, набившим оскомину исполнителю и прозвучавшим на "Музыкальном ринге" в 86-м году: "Борис, о чем ваши песни, что вы имеете в виду"? Следует сказать, что вечер был полон таких моментов здоровой самоиронии. Чего стоит только внезапное появление на сцене Андрея Тропилло, энтузиаста рок-движения 80-х, записавшего первые великие альбомы "Аквариума" на своей студии, продекламировавшего в микрофон: "Не словом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст БГ". Своеобразная реминисценция на тему "Гуру отечественного рока", с которой Гребенщиков уже смирился, видимо, устав объяснять в многочисленных интервью, что гуру он быть не может просто потому, что в ученики к себе никого не принимал. Когда же новые композиции начинают перемежаться песнями из восьмидесятых, зал оживляется: "Моей звезде", "Дерево", "Чай" (Гребенщиков, как в старые добрые времена, подыгрывает себе на губной гармошке), "Джунгли" (со страстным африканским соло Шара на перкуссии) проходят "на ура". Люди просят исполнить старые хиты вроде "Железнодорожной воды", но к приятному удивлению получают возможность открыть для себя ещё одну грань коллектива - кельтскую - которая зацвела бурным цветом, когда к регулярному составу "Аквариума" в прошлом году присоединился ирландский флейтист Брайан Финнеган. Об этом самодостаточном музыканте следует сказать отдельно. Брайан получил широкую известность и негласное звание "самый выдающийся флейтист современной кельтской музыки", являясь участником группы "Flook", просуществовавшей 13 лет и приказавшей долго жить в прошлом году. И пока меломаны, любители ирландской народной музыки оплакивали коллектив, Финнеган присоединился к Гребенщикову и Ко в рамках прошлогоднего проекта "Aquarium International", пополнившего состав группы музыкантами из Ирландии, Индии, Польши. С тех пор Брайан так и гастролирует с "Аквариумом", обогатив звучание группы своими флейтами и добавив в композиции коллектива кельтского колорита. Его соло, мелодические переклички с мультиинструменталистом "Аквариума" Игорем Тимофеевым покорили сердца российских поклонников и прикрепили к Финнегану среди любителей группы трогательное прозвище "человек-свистулька". Теперь же в программе концертов появились и сольные номера Брайана из репертуара "Flook", что, конечно, наряду с появлением нового виолончелиста Алексея Жилина, привносит в концертное звучание группы свежую струю и открывает новые возможности для развития. А в сочетании с атмосферными клавишами Бориса Рубекина, магической гитарой Игоря Тимофеева и потрясающим световым решением концертных номеров все это и вовсе творит алхимию, приводящую иных зрителей к новому, более глубокому пониманию роли музыки. Апофеозом концерта и вершиной чисто гребенщиковской самоиронии стал момент, когда в последней песне основной программы поющий текст: "Бог есть свет, и в нем нет никакой тьмы!" - Гребенщиков остался на темной сцене один в веере белого света прожекторов, устремившихся на него и создавших некий ореол вокруг исполнителя, и повторил в тишине эту строку дважды. Кто тут не вспомнил о диалоге героя Станислава Говорухина с мальчиком Банананом из фильма "Асса": - Гребенщиков? Кто это? - Бог. От него сияние исходит. После этого музыканты удалились, а через пять минут несмолкающих аплодисментов к этому времени уже разогревшейся аудитории снова вернулись с потрясающим сольным инструментальным номером Финнегана "Thee tunes", к концу которого на сцене появился и Гребенщиков. Правда, танцевать под этот кельтский мотив не стал, как делал это на других концертах тура: слишком уж уважаемая аудитория в зале. Еще несколько хитов: "Стаканы" из новой классики "Аквариума" с флейтовым многоголосьем Финнегана и Тимофеева, лирический "Дубровский" с виолончелью Жилина, "Горный хрусталь" и лапидарный, словно слово "рок", начерченное на стене Нотр-Дама у Гюго, "Сокол" с громким финалом, мелодически напоминающим основную музыкальную тему "Твин Пикса". Без лишних слов. Все сказано в музыке. "Сгореть и вернуться"! Занавес. Публика аплодирует стоя. 3 и 4 июня "Аквариум" сыграет в легендарном питерском ДК им. Ленсовета. Начало в 19 часов. |