«Оргия праведников» - «Уходящее Солнце»
Раздвинуть сильными руками серость офисных будней и взглянуть на мир взглядом свободного духом человека – это так по-возрожденчески. Снести из мозга щупальца постмодернизма и убежденно сказать, что черное – это черное. Даже если сам этот эксперимент тоже, с точки зрения постмодернизма, размножение сущностей – но нагар стоит свеч.
«Оргия праведников» выпустила цельный альбом, весь заполненный битвой с копиями копий, и сама стала копией битв. Сергей Калугин, увы, не столь харизматичный трибун, как тот же Кинчев, и бушует скромно. Без бития стекол и призывания волхвов. Инструментальная композиция, ставшая заглавной, аккуратно отворяет двери в романтический русский рок с множеством мозаичных вкраплений – от ню-металла до фанка, от арт-фолка до тарантеллы. Темный свет заполняет гулкий замок сновидений Калугина, конечная станция мертвых сердец наполнена тяжелыми риффами и зловещими барабанными очередями. Группа прощается с эпохой, в которой возможен был подвиг, и встречает Апокалипсис. Прощание получилось грустно-одобряющим, а встреча – какой-то обреченной. Что даже странно для героя. На прощание, впрочем, «Праведники» гусеницами танка проехались по FM-отражениям абсурдных сущностей в «Армагеддоне FM». Проехались нещадно. И даже собственным примером, что случается все реже и реже. Ни одного хита для радио в альбоме нет осознанно. В «Млечном Пути» светлая печаль все горше и горше, по мере продвижения к коде богатырской исповеди. Многочисленные христианские смыслообозначения апеллируют к мистическому христианству, как боец, уходящий в безнадежный бой, соотносится со своей ладанкой на взмокшей шее. Композиционно протяжные песни «Оргии праведников» безупречны, оттого что сделаны с истовым пониманием, о чем и для кого они сотворены. «Сицилийский виноград», переходящий как эстафетная палочка из альбома в альбом, теперь мрачнее мрачного. Блестящий инструменталист, Калугин бьет все рекорды по гитарному дарку, все приемы использованы, весь мрак разыгран по нотам. И только пронзительная флейта несет и несет сквозь песни робкую надежду на возрождение. Однако единственном игроком на этом поле «Оргия праведников» оставляет исключительно себя. Оценка: 8 из 10. Гуру КЕН, для деловой газеты "Взгляд"
Safety Magic - Voices
Этноджазовый проект Safety Magic густо замесил в своем тесте едва ли не всех лучших в своем роде музыкантов страны. Тут и призрачно-инфернальный мастер диджериду Петр Никулин (Рагу), и многостаночный барабанщик Андрей Романика (успевающий и у Айги, и у Хламкина поработать), и перкуссионист Сергей Небольсин (также «Дети Пикассо» и «Пелагея»), и виртуозно-страстный скрипач Назар Аманов, и электронщик Аркадий Марто (Exit Project), и одареннейший гитарист Олег Панкратов. А ведь еще и другие участники… Супергруппа в американском понимании термина.
Но без еще одной горсти имен в рецензии на этот альбом все же никак не обойтись. Название альбома «Голоса» – это и звездная россыпь голосов. Тут великолепно-мрачная Инна Желанная, японский самурай авангардного джаза Damo Suzuki (экс-Can), потомственный шаман и мастер горлового пения Николай Ооржак. Словом, все те люди, с которыми Safety Magic уже успел поработать либо как аккомпанирующий состав, либо на совместных джем-сейшенах в таких Мекках современной музыки, как КЦ «Дом». В композициях SM, специально написанных под звездные голоса, звучит принципиально только один вокал. Мужской или женский. Голоса следуют друг за другом, образуя живописные высказывания на авант-джазовом фоне, густыми мазками усеянном индийской традиционной музыкой, авангардным роком, русским фолком и шумом, не имеющим названия. Самурай Судзуки, конечно, буянит. Его рык задает маскулинный напор, обрамленный истеричными барабанами и недовольным хрипом духовых. Полная противоположность – трек с Инной Желанной, когда из треска костра и утробного гула диджериду возникает печально зажатый в гортани голос Инны, невесомо-небесный звон которого к коде сливается в горький плач Ярославны в тон хрустящему снежному насту. Достойно звучат и собственные вокалистки SM. Детски-бархатистый тембр Татьяны Ипатовой и задумчиво-переливчатый колокольчик Татьяны Михеевой – словно деликатные инструменты в космичной палитре композиций проекта. Представить такую изощренную музыку в эфире российских радиостанций, увы, невозможно. Слишком неформатна. Слишком неритмична. Потому и нет русских букв в оформлении альбома. Рекомендуется ценителям качественной импровизационной музыки с этнокорнями. Не рекомендуется апологетам прямого бита в композициях. Оценка: 8 из 10. Вадим ПОНОМАРЕВ, для деловой газеты "Взгляд"
|