Музыканты группы «Гражданская оборона» ответили на вопросы поклонников о Егоре Летове и о своих планах на будущее.
- Будут ли издаваться какие-то новые двд, или аудио диски из
обширного наследния Г.О. ? Кому принадлежат права на всё творческое наследие
Егора?
Сергей Попков: Издаваться и переиздаваться, конечно, будут и ДВД и
аудиодиски. Иначе для чего всё это создано? К тому же, те, кто и занимался
поиском, мастерингом и издательством, слава Богу, живы и вполне здоровы.
Но! Каждое издание выйдет в своё время! Когда, что и в каком виде будет издано,
согласуется с наследниками — Наташей и Фёдором Дмитриевичем.
Прямо сейчас мы этим заниматься не будем. По простой причине — у нас есть
релизы, которые должны выйти в положенное время как исполнение ранее взятых
обязательств. Эти обязательства группа не отменяла и выполнит их.
NB! К вопросу о пиратстве. Вакханалии самиздатов и правового беспредела не
допустим. К этому же призываю и вас, уважаемые ценители творчества Егора.
Считаю, что при равных условиях и возможности выбора между легальной и пиратской
версией одного ДВД или аудиодиска, выбор должен быть сделан в пользу легальной
продукции, если вы уважаете и любите Егора и группу, если вам не безразличны
усилия и затраты выпускающей компании, честно выполнившей все наши условия и
донёсшей музыку или видео до вас. Да и просто это красивее! Знаю, что есть много
регионов, где легальные релизы просто недоступны. Сообщайте нам об этом. Будем
пробовать как-то изменить ситуацию.
- Как вы познакомились с творчеством ГО и Егором лично?
Павел Перетолчин: Отслужив в армии, первым делом пошел на новосибирский
панк-фест, где играли «Путти», «ГО» и «Великие октябри». Выступление «ГО» было
недолгим. На сцену был брошен огнетушитель, после чего кореша вырубили ток.
Сергей Попков: С Егором я познакомился на « балке» — месте, где обменивали —
продавали пластинки, где-то в середине 80-х. Со своим творчеством он сам меня и
познакомил – поставил бобину на магнитофон и включил на воспроизведение. Потом,
работая в ДК « Звёздный» ди- джеем, я получил первую копию альбома, который
пытались там записать. Эту катушку долгое время и слушал. Кстати, «балка»
располагалась буквально через забор от кладбища, где Егор похоронен.
- Чем теперь планируют заняться Наталья Чумакова, Александр Чесноков,
Павел Перетолчин и Сергей Попков? Будете ли вы и дальше заниматься музыкой?
Павел Перетолчин: Продолжаю работать звукорежиссером в О.Г.И. и с группой
«Дети Пикассо». На данный момент с одним человеком пишем альбом, я играю на
коробке из-под телевизора.
Сергей Попков: — Да, но не музицированием, а исполнением многих других
невидимых функций. В том числе и делами Гражданской Обороны.
Александр Чеснаков не любит интервью, еще при жизни Егора не участвовал в
оффлайнах, хотя вопросы к нему бывали. Ответил Сергей Попков: Отойти от музыки
такой профессионал, как Александр Чеснаков не может и не должен! Он работает над
рядом наших с ним совместных проектов в студии и восстанавливает свой коллектив
«Коллекция Бабочек». После смерти Махно нужен был гитарист и я предложил
Чеснакова, привёл его к Егору, Саня сразу ему понравился, они друг друга поняли
как профессионалы, нашли музыкальные точки соприкосновения. Саня получил к
разучиванию кучу песен Обороны и в кратчайшие сроки играл всё как надо.
- Егора последний раз? Что он говорил? Снился ли он вам?
Павел Перетолчин: Это было последнее выступление «ГО» в Екатеринбурге.
После концерта Егор был уставшим. Позже зашла наша разогревающая группа
«Стройбат», Егор оживился — у этих ребят нормально с чувством юмора.
- Как найти могилу Егора в Омске?
Сергей Попков: Егор похоронен на Старо-Восточном кладбище г. Омска. Это в
самом конце улицы 10 лет Октября, ост. «Рыбный рынок», она же «Овощная база». На
сегодняшний день туда ходят автобусы № 2; 22; 138; маршрутные такси № 321; 332;
399; 402; 429. От главного входа нужно пройти по главной аллее метров 200.
Могила расположена по левой стороне аллеи.
Огромная просьба ко всем — убирать за собой мусор!!! Проявите уважение к к этому
месту! Пожалуйста, не втыкайте в могилу сигареты — Егор не курил! Он не имел
абсолютно ничего общего с Цоем, Хоем и их поклонниками, а посему очень просим не
развешивать на могиле атрибутику этих исполнителей и других коллективов, не
имевших к Егору отношения.
Спасибо тем, кто понял.
- На последнем концерте в Екатеринбурге (здоровском концерте!) активно
велась видеосъёмка, да и поданное на экран видео выглядело замечательно.. Я
хотел узнать насчёт издания записи этого концерта, будет ли и как вам само
видео?
Сергей Попков: Мне видео понравилось. Вы и сами могли его уже оценить.
Правда, только 8 песен. Весь концерт будет монтироваться позже и, надеюсь,
выйдет отдельным изданием в своё время. Я очень хорошо помню этот концерт,
отличный звук и свет, нашу слаженную работу со звукооператором и наши же
сожаления, что так мало в России хороших залов для живой музыки, да и те
закрываются, увы...
- Вопрос к Сергею Попкову. Расскажите, пожалуйста, как произошло такое
чудо, что по омскому тв показали два видео с Егором «Насрать на моё лицо» и «Всё
идёт по плану». Программу вела, если память не изменяет Ирина (?) Хачатурян (?).
Кто организовал съёмки, подобрал видео (и почему именно эти два), что за концерт
был показан, где проходил? Как отнёсся Егор к предложению участвовать в
интервью, и как собственно вы сами к этому отнеслись (интервью состоялось с
вашим участием). Передача была около 8 лет назад. Оказала неизгладимое
впечатление и позволила узнать кто такой Летов.
Сергей Попков: Спасибо, что помните о такой передаче. В своё время она
стала рекордсменом по числу повторов по просьбам телезрителей (9 эфиров,
кажется). Называлась она «Небудний час». Вдохновителем, организатором и ведущим
этого интервью был Сергей Грушевский. Тогда он работал в омской телекомпании
«Антенна 7». Сергей очень долго упрашивал нас об этой съёмке. В конце концов,
Егор, естественно, отказался и «делегировал» меня. Для подбора песен я просто
принёс кассету с записью акустики в московском кинотеатре «Ленинград», а
Грушевский выбирал. Про «Насрать..» я, честно говоря, не помню, а вот «По плану»
была показана полностью без купюр и «пиков». За что отдельное спасибо Сергею.
Кстати, он обещал порыться в своих архивах и, может, передача сия увидит свет
ещё раз.
- Кем был Егор для музыкантов Г.О.? Каково было работать с ним?
Павел Перетолчин: Для меня Егор был и останется человеком из тех людей,
повлиявших на мой внутренний мир. Спасибо, Егор!
P.S.
Сергей Попков:
Несколько мыслей относительно всего происходившего после смерти Егора:
Моё твёрдое убеждение, что никакой дополнительной информации, превышающей
содержащуюся в слове «Умер», родственники и близкие давать не обязаны. Никому.
Скажу одно — никаких рвотных масс, крови или иных ужасов, рождённых в
воспалённом мозгу некоторых персонажей, в действительности не было. Как не было
и предшествовавших инфарктов и клинических смертей — Егор действительно
несколько раз чуть не умер, но это происходило в раннем детстве.
Отчётливо понимаю, что адекватных людей, не желающих рыться в грязном белье и
прочих «пахучих» подробностях, а просто понимающих, ЧТО произошло, во множество
раз больше. За это, за поддержку, за участие, за помощь, за молитвы — всем им
мой низкий поклон. Не верьте безоглядно многочисленным «друзьям» и «очевидцам»,
появившимся в последнее время. Близкий круг Егора был очень узок и закрыт. Всё,
что нужно, он сказал в своих песнях. Их он и оставил ВАМ. Песни, стихи,
воспоминания от концертов. Остальное вас, извините, не касается. Мы же сделаем
всё возможное, чтобы увидели свет все ранее не изданные произведения Егора.
Чтобы их услышали и увидели ВЫ.
Крест на могиле и обряжание в последний путь по православному канону — вещи
совершенно сознательные. Отсутствие «батюшки» с кадилом на прощании — тоже.
Получение номинации «Чартовой дюжины» «Легенда» считаю абсолютно заслуженной
Егором. Плохо, конечно, что, как всегда у нас бывает, после смерти только... Но,
учитывая, что сейчас достаточно много сил, которые очень хотели бы, чтобы Егора
и его дело забыли совсем, уверен, «Наше Радио» и мы поступили верно! Вообще,
коллективу «Нашего Радио» отдельное спасибо! После того, как из его коридоров и
офисов выветрился дух мелкого уральского беса, они нашли в себе силы и
потребность поставить в ротацию песни «Г.О.» Вот так это радио из «Вашего» стало
для многих людей «Нашим». Группа, при этом, стояла совершенно в стороне от
происходящего и, как и всем, отказывала «Нашему» в прямых эфирах. Они с
пониманием отнеслись к этому, ротации продолжались. А всем любителям пустого
гундежа я предлагаю подучиться и занять руководящие посты в том же «Нашем Радио»
и изменить его, как вы желаете. Либо подзаработать и открыть свою альтернативную
станцию. Иначе говоря, не гундеть, а делать! Делать то, что считаете нужным и
правильным! В этом у нас было полное согласие с Игорем Фёдоровичем.
Кстати, в чьём-то интервью прозвучало, что Егор был чересчур авторитарен в
отношении участников «Гражданской Обороны», что никто, якобы, не имел права на
своё мнение в группе. Заявляю: этого никогда не было. Каждый мог слушать ту
музыку, читать те книги, что считал нужными и интересными для себя. Мнения
любого по концертам, оформлению дисков, партиям инструментов и обработкам в ходе
записи, да много по каким вопросам внимательно выслушивались и либо применялись,
либо отклонялись. Естественно, что Егор имел своё видение конечной цели каждой
работы. Относительно этого и рассматривались все предложения и мнения. Он живо
интересовался тем, что слушают другие, кое-что, в результате, открывая для себя.
С другой стороны, он, как истинный коллекционер и ценитель, искренне радовался,
если мы проявляли интерес к какой-то группе или музыкальному течению, что он
рекомендовал. Я, как и каждый из нас, мог взять домой послушать любой самый
дорогой или редкий диск из его собрания. Коллекционерам должно быть понятно, что
это значит!