Алина Орлова сочинила песню по аккордам Radiohead
6 июня одно из самых ярких явлений клубной сцены, открытие 2008 года, молодая литовская певица-сонграйтер Алина Орлова отыграла особенный камерный концерт в клубе 16 Тонн.
Особенность концерта заключается в том, что Алина приехала без группы петь свои песни так, как они звучат, когда только рождаются. И в дуэте со скрипачом Симасом Орлова открыла присутствовавшим дверь в совершенно отдельный, трогательный и нежный мир девичьих грез и переживаний. Успех Орловой у себя на Родине в Литве и в России поразителен и в то же время закономерен. Дебютный альбом "Дикая собака динго", вышедший в 2008 году, заслужил похвалы маститых критиков и прикрепил к исполнительнице ярлыки вроде "литовская CocoRosie" или "наша Регина Спектор", а презентация пластинки транслировалась одним из центральных телеканалов Литвы. Первый же клубный концерт Алины в Москве собирает около 600 человек. И это притом, что большая часть песен лонгплея написана на "птичьем" литовском языке, непонятном российскому слушателю. Так в чем же феномен этой скромной девятнадцатилетней рыжеволосой певицы? Все очень просто. Дело в самой Орловой, в ее искренности, естественности и "настоящести", которой, кажется, так не хватает нынешним временам. Проникновенный женский вокал, легкая фортепьянная мелодия - это, конечно, трогает за душу и уже не отпускает. Но и сама личность Алины, ее энергетика притягивают, как магнит. Олег Нестеров, на чьем лейбле "Снегири" вышел в России в прошлом году альбом Алины, сказал как-то, что феномен Орловой в том, что сама она нужна слушателям даже больше, чем ее песни. Парадоксально, но факт. Эта музыка, наполненная ее автором хвойной прохладой прибалтийских утр, стихийностью ветра и шепотом капель весеннего дождя, словно лечит души, покрывшиеся техногенной пылью мегаполисов, и обещает, что будущий рассвет станет началом новой жизни, полной чудес. "Если чудеса только в фильмах, если чудеса только в книжках, кому я молюсь?!" - вопрошает Алина в одной из своих новых песен, как бы приглашая слушателя окунуться в "мир глазами Орловой". В формате голос-клавиши-скрипка эти песни обретают, наверное, самую правильную свою форму, подчеркивая тонкость и нежность, заложенные в них автором. Камерность очень идет Орловой, усиливает ее нордическое обаяние. Концерт открывается лирической песней "Po tiltu (Под мостом)", поддерживаемой щипковыми звуками пиццикато скрипки Симаса, и эта психоделия задает тон всего вечера. Орлова показывает один за другим короткие двухминутные номера с дебютного альбома, иногда разбавляя их русскоязычными песнями: "Совушка" - пока не изданная официально фолковая композиция, воспринимающаяся буквально магически на уровне каких-то архетипов, и "Спи", прозвучавшая в прошлом году на закрытии "Кинотавра", а в этот раз посвященная Алиной своему отцу. Несмотря на минималистичный состав инструментов на сцене, не обходится и без экспериментов со звуком: в нескольких композициях благодаря наложению одной партии скрипки Симаса на другую и различных вокальных мелизмов Орловой друг на друга звукорежиссеру удается добиться просто-таки шаманского эффекта и создать атмосферу полной трансцендентности происходящего. Далее начинается блок совершенно особенных кавер-версий, в том числе благодаря которым об Орловой узнала существенная часть музыкальной интернет-аудитории. Звучат "Natural Blues" Moby, "Утомленное солнце" в джазово-шансонной аранжировке, песня, которую Алина, по собственному признанию, сильно и давно любит. Зрители просят исполнить хит "Creep" англичан "Radiohead", на что Алина предлагает петь его кому-нибудь другому и, представляя свою песню "Paskutinio mamuto daina (Песня последнего мамонта)", по секрету признается, что эта композиция построена как раз на аккордах "Creep". Совсем новые песни, исполненные под конец вечера, временами тревожны, порой полны светлой грусти ("Mystery of touching") или некоего "приглушенного света". Сложно отнести их к какому определенному стилю. Но практически во всех песнях улавливается нотка нео-декаданса, чему способствует и фортепианно-скрипичная форма композиций. Да и сама немногословная, сдержанная, но при этом крайне артистичная Алина представляет свои песни в традициях декаданса: - Следующая песня называется "Февраль", и она о том, что он заканчивается, как и все. Но эти песни не несут ощущения безысходности. Напротив, они полны надежды, после них хочется жить. И это тоже подкупает в Орловой. На бис певица снова исполняет не свою песню: звучит "Perfect day" Лу Рида. И, пожалуй, эта композиция, действительно, подводит итог всему вечеру и звучит очень "по-орловски", грустная песня о счастливом дне: "Oh it´s such a perfect day, I'm glad I spent it with you!" - поет Орлова. И собравшиеся в клубе тоже были рады провести этот день с Алиной. Тем более, что больше этим летом выступлений певицы в Москве не планируется. |