Тамара Гвердцители спела Альбинони и Бизе
24 июня Тамара Гвердцители собрала аншлаг в Доме музыки, исполнив не только популярные песни, но и произведения Бизе, Рахманинова, Массне, Канчели, Альбинони.
Собственно, это не был концерт в привычном смысле слова, и сама Гвердцители назвала его моноспектаклем «… И Бог создал женщину». После струнной прелюдии в исполнении джаз-бенда «Фонограф» Тамара появилась на сцене, вся в красном, и села за рояль. «Посвящение женщине» на стихи Марины Цветаевой — фирменное блюдо на концертах Гвердцители, но теперь за ее спиной сразу три музыкальных группы. Помимо собственного ансамбля, в этот вечер ей аккомпанируют оркестро «Фонограф», хорошо знакомый телезрителям по передаче «Две звезды», и вокальный квинтет «Сулико». Звучание плотное, немного приджазованное, но на классической основе. Да еще с виолончелистом Бориславом Струлевым, творящим настоящие чудеса на своем инструменте. В начале концерта слышен избыточный холл на вокале Гвердцители, но в дальнейшем звук поправляется. Оркестровым интерпретациям во главе с великолепным голосом Тамары Гвердцители не мешает в этот вечер ничего. Сожалеть приходится только о полноте окраса саунда ударных — Светлановский зал Дома музыки явно не согласуется с джазовыми барабанами. Зато рояль звучит по-настоящему роскошно — завершающие грозные аккорды, переливающиеся октавами вниз-вверх, буквально заполняют весь зал. Между песнями Тамара Гвердцители не рассказывает о себе или о песнях, зато читает стихи. Много стихов. Моноспектакль из песен и стихов, - так можно было бы назвать этот вечер. Под поэтические строки звенит переборами акустическая гитара, - страстное фламенко поддерживает виолончель Струлева, и знаменует собой плавный переход к Бизе. От партии «Кармен», которая она пела в Днепропетровском театре оперы и балета, — к цыганскому романсу. «Хоп-хоп-хоп!» - задорно подбадривает зрителей Гвердцители. И так же нон-стопом начинает петь знаменитый цыганский «Ручеек». Попурри завершается оперным номером из спектакля «Человек из Ламанчи», где Гвердцители играет в дуэте в Зельдиным Дульсинею. Стоит отдельно сказать о блистательной игре Борислава Струлева. Это именно тот случай, когда инструмент у музыканта играет, как поет. Его виолончель с легкостью от мощного рок-н-ролльного проброса перепархивает к тягучим лирическим интонациям, импровизирует с трубачем, и ни на секунду не теряет яркой мелодической основы (что свойственно, увы, представителям джазовой школы). Завершает первый блок моноспектакля песня памяти Эдит Пиаф. Non Je Ne Regrette Rien поется теперь Тамарой поначалу мирно, блаженно, сыто. Взрыв оркестра, - и еще больше счастья в голосе певицы. На коде она уходит вверх, - и это апофеоз гармонии в мире. Нынешняя Гвердцители отказывается от упреков этому миру в несовершенстве. Весьма непривычная трактовка. Второй блок отдает долг еврейскому и грузинскому народам, родным для певицы. Звучит оркестровая импровизация на темы еврейского фольклора, выходит Гвердцители вся в черном. Читает прочувствованный стих Ривы Балясной «Вы погибли, но вы не мертвы», и поет «Аидыше мама» и «О, народ древний». Затем садится за рояль, и звучат «Список Шиндлера» и канчелевская «Бабочка». Тем временем вокальная группа приближается к певице, вставая вокруг нее, и грузинские песни начинаются с безупречной а капеллы. Звучат неведомые рецензенту грузинские песни, и это по-настоящему трогательный момент, настолько чисто сложены эти многоголосия и жизнелюбивы эти мелодии. Завершается второй блок неизменным хитом «Мамины глаза», о которой сама Тамара как-то сказала так: «Это не еврейская песня, но еврейская мелодика осязаемо звучит в ней. Получается это как бы само собой. Знаете почему? Каждый раз, когда пою эту песню, я словно смотрюсь в глаза моей любимой мамочки и молю Бога об их бессмертии». Огромное количество цветов ложится к ногам Тамары, среди подающих букет заметен Михаил Барщевский с женой. Третий блок посвящен песням о любви, и начинается с исполнением Струлевым «Размышлением» Массне из оперы «Таис». Тамара появляется вся в белом. И звучит под рояль страстное «Посвящение дочери» на стихи все той же Цветаевой, подозрительно похожее до степени смешения на пугачевскую мелодию «Когда я уйду» по той же Цветаевой. Наконец, самая эффектная часть концерта. На самом большом по количеству регистров органе Европы Тамара Гвердцители исполняет «Адажио g-moll для органа и струнных» Томазо Альбинони. Величественная печальная мелодия обрела в экспрессивных вибрато Гвердцители материнскую нежность и уют. Завершилась программа концерта неизменной «Вечной любовь», оркестрованной так, что она стала похожа на саундтрек к старому советскому кино. Неудивительно, что на бис Гвердцители потянуло все к тому же кино, и она спела леграновскую тему из фильма «Шербурские зонтики», которую оркестр шаловливо к коде обратил в «Подмосковные вечера». Победа в телешоу «Две звезды» очевидно прибавила Гвердцители массовой популярности, но не отняла преданных ценителей чистого искусства. И у Тамрико есть, для кого петь такую программу. Есть, для кого делать столь изысканные моноспектакли. Безупречный вкус, элегантная сдержанность, невероятный вокал. |