Сайт фанатов певицы Ларисы Черниковой

Кожевников: Сегодня в шоу-бизнесе уже нет шальных денег

Есть одно качество, которое, безусловно, закаляет характер мужчины. Это неотступность. Когда десять лет назад он начинал заниматься радио, перспективы не были радужными, так как приходилось рассчитывать лишь на себя. Но он выстоял и завоевал весомую нишу в радиобизнесе.

Сегодня Сергей Кожевников – влиятельная персона массмедиа. Ведь его радиохолдинг «Русская Медиагруппа» («Русское Радио», «Хит-FM», радио «Монте-Карло», Радио MAXIMUM и другие) – один из лучших на рынке. Кожевников уже давно освоил принципы хитмейкерства и «лепки» звезд. Не исключено, что поэтому к нему и выстраивается на профессиональную аудиенцию длиннющая очередь из артистов и их продюсеров. Впрочем, обо всем по порядку…

- Сергей Витальевич, не сомневаюсь, что у вас - радиомагната и у вашего холдинга в целом - в бизнесе прочные позиции и тылы. Но наверняка экономический кризис и вам существенно отравил жизнь...

- Как говорили многие бизнесмены в прошлом году, 2008 год был очень хорошим - жалко, что закончился в сентябре. (Улыбается.) Кризис показал, что выживают холдинги, - рассказывает Сергей "Аргументам неделi". - Мы предсказывали это еще несколько лет назад. Существует мировой тренд, что все СМИ собираются в холдинги и отдельные станции могут существовать только как арт-проекты либо как бюджетные истории.

Что же касается нас, то в отличие от многих мы изначально не делали оптимистических прогнозов и, более того, довольно точно предсказали падение рекламного рынка на радио на 40%. Так что мы были готовы к трудностям и переменам: сократили издержки, расходы на маркетинг, рекламу. Пришлось отказаться в этом году и от проведения MAXIDROM. К сожалению, наши законодатели приняли ряд решений, по которым многие акции стали экономически нецелесообразны. Как они чуть не задушили футбол, запретив продажу пива во время матча, то же происходит и с MAXIDROMом. Фестиваль всякий раз проходит на стадионах, и неважно, что это не спортивное мероприятие, - запрещение на продажу пива распространяется и на него. Соответственно пивные бренды не участвуют в его продвижении, а они и сотовые операторы всегда были нашими основными спонсорами. Поэтому в отсутствие инвесторов выходить с бюджетом в миллион долларов в минус мы не решились. Сейчас Радио MAXIMUM на стадии перезапуска. К сентябрю ожидаем, что станция выйдет в более модном формате. Планируем избавиться от маргинальной публики. Значительно уменьшим количество альтернативной музыки и компенсируем это модными гитарными композициями.


- Появилась информация, что вы объединились со своими конкурентами. Говорят, о неком антикризисном альянсе с «Профмедиа» («Авторадио», «Радио Вояж», «Юмор FM» и пр.). У вас теперь единое рекламное поле?

- Не совсем так. Мы сделали рекламный продукт, где можно пакетом приобрести рекламные возможности 14 радиостанций альянса «Проф-Медиа» и «Русской Медиагруппы». Кстати, к радиоальянсу также присоединился холдинг Игоря Крутого: «Радио Дача», «Love Radio» и «X‑FM». Помимо московских станций в рамках альянса осуществляется пакетное размещение на 7 сетевых станциях.

- Видимо, переговоры об их покупке у вас прошли успешно. Писали, что вы долго не могли договориться об условиях сделки. Покупкой какого медиаресурса планируете порадовать себя в будущем?

- Радиоактивы Крутого мы покупать отказались. На тот момент нас цена не устроила. Мы сочли ее завышенной, а продавец решил, что она соответствует рынку. Что же касается планов... Мы всегда планируем что-то купить или что-то продать. Вопрос - в стоимости.

- Время сейчас уж очень неудачное для подобных сделок...

- Сегодня да. Но осенью время для покупки будет очень даже удачное. Кризис дойдет до жесткого состояния - многие одумаются и начнут избавляться от непрофильных активов.

- В связи с таким экономическим коллапсом у артистов наверняка появится возможность покупать эфиры на радио...

- Где-то такая возможность уже появилась. Но наши артисты, к сожалению, мало зарабатывают. Поэтому вряд ли потянут покупать эфирное время в рекламных блоках нашей станции по рекламным расценкам. Сегодня в шоу-бизнесе уже практически нет шальных денег, ведь его аккумулируют либо теневики, либо нефтяники. У последних сейчас ситуация и так серьезная. Теневиков же меньше не стало, но так как денег в стране поубавилось, думаю, что за них активно примутся налоговики.

- ...и запоют жены налоговиков?

- Или таможенников. (Смеется.) Раньше каждая вторая компания была готова финансировать музыкальные проекты. Сегодня серьезные деньги в развлечения вкладывать перестали. Более того, масса артистов, которые обслуживали только корпоративы, сейчас находятся в плачевном состоянии. Потому что формация «поющие трусы» теперь не востребована. Многим женам обрезали содержание, любовниц вообще с него сняли. Уменьшилось количество вечеринок, люди больше работают. Деньги приобрели ценность. Последние два года мы жили в шоу-бизнесе в некоем нереальном формате, когда у нас любой чих требовал колоссальных денег. Причем сопоставить их с затратами в Европе и Америке было невозможно.

- В шоу-бизнесе выживут только сильнейшие...

- Безусловно, артистов станет меньше, да и конкуренция уже стала жестче. Пришло время кассовых артистов, которые работают на определенную аудиторию. К примеру, певица Макsим поет для подростков, и они верят ей, потому что она затрагивает темы, которые им близки. А многие артисты поют совершенно абстрактные песни.

- Макsим нередко называют последовательницей «Ласкового мая»...

- Так же можно сказать и о победителе «Евровидения» Александре Рыбаке. Это «Ласковый май» в современном брожении. Вспомните, была шикарная девушка из Англии с Ллойдом Веббером за роялем. Но выбирают того, кто дал ощущение искренности. Вот он такой наивный, как щенок, который привел всех в умиление... Макsим записала уже не один альбом. Дай бог, если Рыбак сможет так же убедительно держать аудиторию. На «Евровидении» он победил не песней и харизмой, а образом. Вспомните, Светлана Лобода очень ярко и профессионально выступила. Но она была слишком агрессивна, нахраписта, поэтому это вызывало некое отторжение. Но внешние факторы не всегда влияют на шоу-бизнес - важен подтекст! Сейчас Жанна Фриске пытается продвигать свою песню про Портофино. Она не идет. Почему? Да потому, что глупо слушать в Новосибирске или в каком-то другом городе, где остановилось производство, где не самая лучшая экономическая ситуация, про то, как какая-то барышня собралась и поехала на шикарный курорт. Это вызывает раздражение, а не умиление. Нужно быть на одной волне со своей страной и с людьми, которые тебя окружают. Если ты поддерживаешь их переживания, боль - тогда ты родной. Когда же ты находишься параллельно своей аудитории, в конце концов теряешь ее.

- Сегодня многие наши исполнители рвутся покорять Запад. У кого-нибудь из них есть шанс?

- Двадцать лет назад такой шанс был у Валерии. Она великая певица, но теперь уже поздно продвигаться. Это не потому что она плоха, а потому, что на Западе работает закон прибавочной стоимости - закон Карла Маркса никто не отменял. Артист должен как минимум отработать десять лет на компанию. Только тогда компания получит реальные деньги и только тогда она будет готова в течение еще нескольких лет вкладывать в него деньги, чтобы снова их получать, но уже как прибыль. Что будет с артистом через пять лет - сказать сложно. Это как в футболе - никто не подпишет контракт с футболистом, которому тридцать лет. Так же в модельном бизнесе, балете...

- Амбиции Билана - покорить западную шоу-индустрию тоже обречены на неудачу?

- Нас никто на Западе не ждет - ни с артистами, ни с газом, ни с нефтью. Есть все. Но если мы предлагаем дешевле и лучше, как китайцы, тогда у нас есть шанс. Но я не исключаю вероятности, что китайцы скоро и петь будут лучше. Обратите внимание, что вокалистов китайцев мало, а пианистов много. Там где требуется усилие и усердие - везде побеждают наши китайские братья. Там где нужна эмоциональность и индивидуализм - работают другие стандарты. У Билана мало шансов с его сегодняшней музыкой. Он, безусловно, талантливый человек. Но кроме амбиций есть еще и языковой барьер. Вот представьте себе - приедет парень из Узбекистана и будет петь на русском языке, но с акцентом. Он имеет шанс? Да, имеет, но на него все равно будут смотреть как на некоего этнического персонажа. В свое время так смотрели на Авраама Руссо. Это забавно, мило, но не более того.

- В семейной жизни вы так же категоричны?

- Скорее консервативен. (Улыбается.) Я убежден, что главное достижение любого человека - это семья. Есть люди, которые успешны в профессии, но с семьей у них не получилось. Считаю это неудачей, хотя этих людей и уважаю. Друзья, работа, хобби - это этапные истории - на выходе работает лишь - «дом-дерево-сын», это триединство железно. Поэтому выходные у меня полностью посвящены семье. В субботу еще могут быть какие-то разъезды - супруге интересно быть в обществе. Но воскресенье - это лишь семейный день.