Не успела, казалось бы, случиться «31-я весна» Дианы Арбениной, а на носу уже ее 35-й день рождения. Знаковую дату лидер «Ночных снайперов» отметит завтра.
К юбилею Диана Сергеевна подошла со спектаклем с собою в главной роли, в
постановке Нины Чусовой, который будет сыгран на сцене МХТ имени Чехова. Отыграв
в необычном для себя жанре, Арбенина отправится за океан сводить новый альбом.
– Когда мы с вами беседовали в прошлый раз, вы были со сломанной ногой, но,
несмотря ни на что, продолжали гастролировать. Каково это было, с загипсованной
ногой, на костылях?
– Перелеты проходили, конечно, чудовищно, - рассказывает Диана "Новым
известиям". - Во-первых, неудобно было ходить на костылях. А во-вторых, в нашей
стране ничего не подготовлено и не предусмотрено для нормального обеспечения
жизни инвалидов. Я поняла, что у нас их вообще игнорируют. Мне даже не по себе
стало от осознания этого. Преодолевать большие расстояния с костылями в наших
самолетах невозможно. Единственное место, которое мне понравилось в этом смысле,
– аэропорт «Домодедово». Там мне подвезли инвалидную коляску и маршировали со
мной по всем таможенным пунктам контроля.
– То есть люди хотя бы входили в ваше положение?
– С людьми-то все нормально, они у нас отзывчивые. Но государственная система в
России совершенно не рассчитана, в отличие от любой другой цивилизованной страны
мира, на то, что есть инвалиды. Мне, например, сходить в кино было невозможно.
Захотела после концерта посмотреть новый фильм. Пришла в кинотеатр, развернулась
и ушла. Мало того, что меня все узнают, и я иду на костылях, так еще и сесть
по-человечески некуда. Ощущение не из приятных. Или возьмем, к примеру, места
отдельного досмотра для ограниченных в движении людей в аэропортах – там пахнет
затхлостью, болезнями, эти несчастные люди сидят в длинных очередях. В общем,
много неприятного узнала о жизни людей с ограниченными возможностями.
– В прошлом году вы не отмечали юбилей группы, а решили ограничиться выпуском
акустического альбома «Канарский» на виниле, который в свое время был записан,
но не был издан. Почему на виниле?
– Никакой вычурности в этом не было. Просто у меня возникла эта идея, я
позвонила Светке Сургановой и предложила: «Давай выпустим «Канарского» на
виниле». Она с радостью согласилась. Видимо, я исходила из раритетности этого
альбома и решила – пусть будет пластинка. Альбом, конечно, сразу украли и
выложили в сеть. Но! Мне часто приносят наши пиратские диски, а «Канарского»
пиратского на виниле никто не принесет. Никто не сможет проделать ту глобальную
работу, которую сделали мы. В России претворить это в жизнь было невозможно,
поскольку фирма «Мелодия» давно не выпускает винил. Нам пришлось ехать в
Германию. Зато теперь есть что дарить друзьям на Новый год – патефоны.
– Почему вы вначале запланировали отметить 15-летие группы, а потом «зажали»
празднование?
– Мы не зажали. Просто невозможно было отмечать – все же рассеяны, никто толком
друг с другом не общается. Что касается, например, нашего общения с Сургановой:
мы с ней очень редко созваниваемся и еще не пришли к тому, чтобы выходить на
одну сцену вместе. Мудрости, зрелости пока не хватает для того, чтобы
подготовить эту программу. А профанировать 15-летие я не захотела. Я прекрасно
понимаю, что собралось бы до фига народу и был бы совершенно пленительный
концерт, но надо же в первую очередь публику уважать. Готовиться надо было к
этому всем вместе. А если мы не общаемся, то как это сделать? Надо позвать Гогу
Копылова (Копылов – один из самых титулованных бас-гитаристов России, играл в
«Телевизоре», «Наутилусе Помпилиусе» и «Ночных снайперах». – прим.авт.). А
возможности не было. Хорошо хоть, что с ним мы в нормальных отношениях – на наши
концерты он приходит.
– «Алису» это не смутило. Отметили юбилей группы, не позвав прежних
музыкантов.
– Я так не могу. Не считаю, что я вправе выйти на сцену в юбилей только с
нынешним составом.
– На сайте вашей группы есть раздел «X-Tra», в котором вы советуете
поклонникам, что читать, смотреть, слушать. Он возник по просьбам трудящихся,
что называется?
– Да. И нужен он не для того, чтобы рассказывать: «Вы знаете, в этом месяце я
прочитала две книги...» Как в анекдоте про одного милиционера, который шел на
день рождения к другому и думал, что подарить: «Книгу? Да зачем? Одна у него уже
есть». Я стараюсь обновлять этот раздел, когда получается: могу по три месяца
ничего не читать, а потом прочитать что-то эдакое и немедленно поделиться
открытием. Здорово, что люди присылают свои отклики.
– Кстати, заметила, что музыки в этом разделе меньше всего. Что за последнее
время вас зацепило из увиденного, прочитанного, прослушанного?
– Музыки и впрямь немного. На самом деле сейчас я с большим удовольствием слушаю
классику. Что касается современных исполнителей, то от них я на время совсем
отошла. Из последнего современного, что захотелось послушать-переслушать, были
лишь Джей-Джей Йохансон и итальянский тенор Андреа Бочелли. Что касается
литературы, то, поскольку я была в Норвегии, то читала норвежских авторов –
Ларса Кристенсена, к примеру. Кроме «Полубрата» у него еще есть такая
замечательная книга – «Херманн». Но в России она не вышла еще. Когда же ее
кто-нибудь переведет? В последнее время зачитывалась «Книгой прощания» Юрия
Олеши. Знаете, я ее смаковала и намеренно старалась читать поменьше и
помедленнее, чтобы быстро не заканчивалась! Очень любопытный автор Меир Шалев –
современный израильский прозаик. С большим удовольствием прочла две его книги.
Что до кино, то «Вики Кристина Барселона» Вуди Алена была такой смешной, что у
меня чуть голова не оторвалась от смеха. Еще посмотрела фильм о Франсуазе Саган
– правда, на французском, с норвежскими субтитрами (улыбается). А что касается
кинотеатров, то я решила в них больше не ходить. Мне, кроме всего прочего,
надоели запах попкорна и бесконечные разговоры людей по телефону, дурацкие
комментарии. Много смотрю дома, например «XXY» режиссера Лусия Пуэнсо, Machuca
Андреса Вуда...
– Ваш роман с кино в широком смысле этого слова продолжается? Вы ведь писали
музыку для фильмов, и вполне удачно.
– Пока ничего в этом направлении не делаю. И не знаю, что будет дальше,
поскольку сейчас все подчинено записи нового альбома. Он уже записан мною и
парнями, и в июле я еду сводить его в Америку. В России в этом смысле картина
безрадостная – еще не появилось студии, на которой сводили бы так, как мне
нравится. По сравнению с Лондоном, где мы работали над «Бонни&Клайдом», по
крайней мере. У нового альбома рабочее название «Армия». Выйдет он совершенно
точно 9 сентября – 09-го, 09-го, 09-го.
– Насчет музыки все понятно, но как же быть с текстами? Как иностранные
звукорежиссеры могут ощутить фонетику русского языка?
– Мне кажется, что во главе угла – мелодика. Я, несмотря на то что изучала
иностранные языки, часто вообще не задумываюсь, о чем поют в тех или иных
песнях. Если ты начнешь, к примеру, переводить песни ABBA, это же просто бред
получится. А какие они при этом мелодисты классные! Не хочу переводить песни и
одной из своих любимейших групп, Muse. Я ведь слушаю в первую голову музыку. И
звукорежиссеры, мне кажется, тоже должны слушать и слышать музыку.
– Вы будете играть в театральной постановке?
– «Мотофозо» – это именно спектакль. Настоящий театр, современный, авангардный в
какой-то степени. Спектакль, к которому я написала сценарий и в котором играю
главную роль.
– Это альтернатива вашего традиционного концерта в день рождения? Неужели
35-летний юбилей спровоцировал смену «формата» в этот день?
– В каком-то смысле. С одной стороны, никаких итогов в этот день и год я не
подвожу, чувствуя себя полной сил, надежд и энергии. Но, с другой стороны, по
сути, 35 лет – это такой первый и последний молодой юбилей, 40 лет ведь не
отмечают, а 50 – уже совсем другая история. Совпала эта дата с тем, что в
какой-то момент я задумалась о себе самой – не той, что видна многим людям, и не
той, что бывает на экранах. А той, что внутри. Совпадает ли она с внешней Дианой
Арбениной? О чем думает, чего хочет? Захотелось поговорить с самой собой и дать
возможность людям увидеть именно ту Диану, что сидит глубоко внутри. Вот так
родилась идея «Мотофозо» – спектакля, в котором будут и песни, причем много, но
главное – будет и драматическая часть.
– Нину Чусову нашли сами или содружество с режиссером сложилось спонтанно?
Приобрели ли новый опыт в процессе работы над театральной постановкой?
– Заочно я познакомилась с Ниной, посмотрев ее антрепризный спектакль «Переполох
в голубятне». Получила массу впечатлений от гротеска, юмора и фарса. Уже тогда
мне показалось, что мы с этим режиссером мыслим в одном направлении. А спустя
год я была очень рада, когда человек, творчество которого мне очень нравится,
познакомил меня с Ниной. И именно в тот момент, когда потребовалось поставить
спектакль. Я написала сценарий, она – скелет будущей постановки, и начались
репетиции. Несмотря на то что это абсолютно новая для меня ипостась, я уже
сейчас могу сказать, что такие режиссеры, как Нина Чусова, способны, действуя
тонко и исподволь, незаметно вытаскивать, что называется, актера из любого. Она
бескорыстно отдает то, что знает и умеет, а ты это с благодарностью принимаешь и
растешь сам. Не буду сейчас предвосхищать события, боюсь сглазить. Более
подробно смогу сказать после премьеры спектакля.
– Еще одно новшество – журнал. Продажа музыкантами сопутствующей атрибутики –
не новость даже для российской рок-сцены. Но если майками, значками, плакатами,
стаканами и прочей сувенирной продукцией никого не удивишь, то журнал – это
что-то новенькое. Как появилась у группы идея издавать собственный «печатный
орган» под названием «Гаврош»?
– О, идеей «Гавроша» я загорелось очень сильно и буквально болею ей. Первый
номер уже вышел, с гордостью на него смотрю. Нам показалось классным выпускать
собственный «настоящий» журнал, причем, конечно же, не электронный, а печатный –
так, чтобы ощутить его в руках, понюхать бумагу, пошелестеть страницами. Весь
наш коллектив эту идею очень хорошо принял, и началась работа. Журнал этот, в
первую очередь, разумеется, для тех, кому интересна группа «Ночные снайперы», –
внутренняя наша жизнь, а главное – мысли тех, кто в «Снайперах» находится. Мы же
все будем писать в «Гаврош»: кто обзоры, кто рассказы, кто что. После выхода
«Армии» начнем готовить второй номер.
– Вашу песню в телепроекте «Ты – суперстар» пела Таня Буланова, под ваши
песни исполняют свои показательные номера фигуристы, вы участвовали в шоу «Две
звезды», к вам на концерты приходила Алла Пугачева. Не приходилось ли в связи с
этим слышать от окружающих в свой адрес обвинения в конформизме?
– Ни от кого не слышала. Наверное, мне стоит залезть в Интернет – почитать
гадости про себя. Но я лично вышеперечисленные события бы в один ряд не
поставила. Что касается Тани Булановой, меня спросили разрешения спеть песню, и,
разумеется, я его дала. Я не считаю, что это конформизм и я как-то себе
противоречу в этом. Существую я совершенно спокойно в этом. Вот, например, в
«Двух звездах» мне удалось спеть хорошо – для самой себя – совершенно чужие
песни. И понравилось, что это было тяжело, – надо ведь было все через себя
пропускать. Что касается Аллы Борисовны, то я получила громадное удовольствие,
общаясь с ней. Считаю, что все равно у нас эпоха Пугачевой. Не хочу никого
обижать, но ни одна из наших певиц к ней не приблизится. Пугачева – номер один,
и пахотой своей, и творческим потенциалом она это доказала. Может быть, со
стороны это покажется перебеганием из лагеря в лагерь, но я думаю, что война
давно закончилась и жанровых лагерей давно не существует. Другое дело, что есть
предатели, причем и там и там.