«Нашествие 2009»: за и против
В Твери прошёл очередной фестиваль «Нашествие». В прошлом году из-за плохой организации и дороговизны престиж опен-эйра заметно упал, и в этот раз перед организаторами стояла непростая задача – вернуть «Нашествию» статус лучшего музыкального фестиваля страны.
Нужно заметить, что несмотря на пресловутый финансовый кризис, организаторам удалось сделать фестиваль, который смело можно назвать лучшим за всю историю «Нашествия». Хотя не обошлось без недостатков, и одной из главных проблем оказался размер самого поля – 120 га, что в три раза больше территории Эммауса, принявшего фестиваль в прошлом году. В Большом Завидово очень трудно было ориентироваться, и многие посетители попросту не знали о том, что где-то есть игровая зона, имиджевый городок или полевая кухня. Исправляя ошибку прошлогоднего фестиваля, когда сцены находилось так близко друг к другу, что музыка одной порой заглушала музыку другой, организаторы перестарались и построили сцены слишком далеко друг от друга, поэтому зрителям было сложно бегать между ними, выбирая для себя конкретные группы. Разочаровали и сотрудники ОМОНа, которые традиционно портят настроение посетителям массовых мероприятий. Мало того, что наши доблестные стражи порядка применяли электрошок к тем, кто не хотел платить 20 рублей за автобус и желал пройти два километра до фестивального поля пешком, так они ещё и пытались зарабатывать на артистах, за тысячу рублей помогая им выталкивать машины из грязи. Организаторам удалось решить проблему очередей на обычном входе, зато такая проблема возникла в вип-зоне, где работало всего одно окошко с выдачей браслетов, а сами браслеты периодически заканчивались. Вообще «виповцам» в этот раз повезло меньше всего: как и в прошлом году, именно в вип-городке было больше всего грязи, еда в пунктах питания стоила дороже, обещанный душ не работал, а к водопроводу выстраивались огромные очереди, поэтому некоторым приходилось покупать за сто рублей воду и чистить зубы возле забора. Несмотря на все бытовые проблемы, главным на «Нашествии» всё-таки остаётся музыка, и именно ради неё поклонники русского рока приезжают со всей страны. В этом году на «Нашествии» было две сцены. На Главной, по традиции, выступили коллективы, активно звучащие в эфире Нашего радио, а Малая была отдана или молодым группам, или представителям отечественного андеграунда. Открывался фестиваль традиционным Тверским блоком на Малой сцене. Из более известных групп в пятницу там выступила «Муха», которая в этом году даже смогла попасть в «Чартову дюжину» с песней «Акварель». СашаЧ призналась, что любит большие площадки, и по уровню своего выступления вполне могла бы «потянуть» Большую сцену. Вокалистка «Мухи» довольно уверенно передвигалась по площадке, стараясь задействовать как можно больше пространства, выходила за мониторы, не боялась открытых жестов, активно играла мимикой и заметно оживила публику, заскучавшую после выступления предыдущего коллектива – девичьей группы «Pro100Maria», поющей неуверенными тонкими голосами блёклые песни о любви. Главную сцену «Нашествия» открывал «Мумий Тролль», который даже в полевых условиях фестиваля пытался экспериментировать со звуком и использовал различные технические примочки, делающие звучание более электрическим. Исполнив хиты «Утекай», «Владивосток 2000», «По любви», «Дельфины», музыканты представили и новую композицию, что делать на крупных фестивалях, где новая музыка усваивается сложно, рискованно. Решив, по-видимому, доказать, что «Нашествие» для группы не просто какой-то проходной концерт, а событие, Илья Лагутенко в заключение своего выступления устроил неожиданный перфоманс, шокировавший работников сцены: облив бензином гитару, музыкант поджёг её и бросил на пол, из-за чего загорелись провода комбо-усилителя и под угрозой срыва оказалось выступление группы «Браво», которая должна была закрывать первый день фестиваля. Главные российские стиляги привезли в Тверскую область полноценную программу, которую показывали на своём юбилейном концерте, и радовали зрителей своими вечными хитами, объединяющими поколения. Помимо самих музыкантов на сцене был струнный ансамбль и танцоры в костюмах эпохи 50-х. А на поле зрители совершенно разных возрастов танцевали твист и рок-н-ролл в резиновых сапогах, не боясь грязи, и всё время скандировали «Вася! Вася! Вася!», выпрашивая песню о стиляге из Москвы. Второй день фестиваля на Малой сцене был объявлен «тяжёлым», и объединил панк и альтернативу. Одним из самых ярких стало выступление Блондинки Ксю, сделавшей акцент на внешнее оформление своих песен. На сцене она появилась, разбив битой декорацию с надписью «Рок здох», и всё время оставалась в образе экспрессивной самостоятельной, даже агрессивной девушки, которая сильнее окружающих её мужчин. Перед выступлением Блондинки на сцену выходила группа «Фантастика», которая интересна лишь тем, что в ней играет басист «Наива». Никакой самостоятельности у группы нет, песни напоминают попытки подражать более известным панк-коллективам. Во время их сета не совсем трезвые поклонники даже попытались устроить жалкий слэм из трёх человек, который больше был похож на какую-то пародию. После такого выступления Блондинка Ксю со своей страстью и надрывом выглядела особенно выигрышно. В этот же день на Малой сцене выступили «F.P.G.», которые уже выступали на «Нашествии» и в прошлом году. Но если тогда они были известны немногим, и знакомые музыкантов в пресс-центре раздавали журналистам диски с их песнями и рассказом о группе, то в этот раз бескомпромиссные панки попытались составить конкуренцию «Бригадному подряду», перетянув часть зрителей с Главной сцены. И пока Конвисер жалел о том, что нет никакой правды, обнажённый до пояса Пух пытался перекричать его, призывая вступить в бойцовский клуб. Открывать Главную сцену во второй день фестиваля должна была Пелагея, но автобус с музыкантами застрял, и певица уступила свой почётный первый номер «Старым приятелям». Правда, на сцене она появилась всё-таки первой, извинившись за задержку и исполнив а капелла отрывок из «Нюркиной песни». Второй день был очень разнообразен и интересен: традиционный русский рок представил «Пилот». Причём, как и год тому назад, Илья Чёрт спел новую песню с будущего альбома, который должен стать продолжением философско-мистической пластинки «1+1=1», в остальном программа «пилотов» была вполне предсказуема: «Сибирь», «Мама», «Сфинксы», «Нет вестей с небес», «Шнурок» - песни, которые знали и подпевали все. «Серьга» отметила своё 15-летие, также составив свою программу из хитов: «Дорога в ночь», «Страна чудес», «Тёплый воздух от крыш». Отметила свой день рождения на сцене и Диана Арбенина, одарив поклонников розами. На бэкстейдже в этот момент не было никакой суеты и спешки, и музыканты, пригретые долгожданным солнцем, расслабленно ходили по импровизированным гримёркам, рассказывая друг другу о том, какой сегодня прекрасный день, и как они довольны нынешним «Нашествием». Закрывал второй день фестиваля «Кипелов». Это было вполне традиционное выступление с использованием пиротехнических эффектов, но почему-то отогреть начавшую замерзать после захода солнца публику Валерию Кипелову так и не удалось. И вроде бы пел он замечательно, не промахиваясь мимо нот, что иногда случается с ним в последнее время, и трек-лист был составлен только из бойкого «тяжеляка», без любовных баллад, которые обычно особенно хорошо удаются Кипелову с его тембром голоса. Возможно, зрителям просто уже не хватило эмоциональных сил, чтобы достойно принять ветеранов отечественного хэви, слишком уж ярким на впечатления оказался второй день фестиваля, кульминацией которого стало потрясающее полноценное авиашоу с участием шести самолётов, продемонстрировавших все фигуры высшего пилотажа и обстрелявших поле «Нашествия» салютом с высоты двухсот метров. Авиашоу на музыкальном фестивале было впервые, и у многих зрителей на глазах были слёзы то ли от гордости за страну, то ли от необычной красоты полёта и небесной романтики. Сами лётчики утверждали, что никаких чрезвычайных происшествий возникнуть на авиашоу не могло, потому что в небе были профессионалы, исключающие ошибки, а все трагедии, случавшиеся на подобных мероприятиях, были результатом неподготовленности пилотов. Закончился второй день фестиваля большой дискотекой, которая, в отличие от прошлого года, удалась, так как почва уже вполне просохла и была пригодна для танцев. Малую сцену в этот момент закрывали Чача и Александр Ф. Скляр. Совместный проект двух музыкантов, о котором много говорили, на деле оказался простым исполнением старых хитов. Как известно, «Наив» сейчас находится в творческом отпуске и Чача Иванов нашёл такой оригинальный способ встретиться со своими поклонниками. От комментариев Чача отказался и на встречу с журналистами традиционно не пришёл. Третий день фестиваля на Малой сцене был разбит на жанровые блоки. Отдельно выступили Маврин и «Эпидемия». Фолк-блок, в котором отыграли свои сеты Алевтина и Северо-восток, вела Хелависа. В отдельную группы были выделены позитивные «Бобры» и оригинальный коллектив «Тролль гнёт ель». Главную сцену открывала «Алиса». Константин Кинчев сделал акцент на песне о роке. Видеть эту группу рано утром было странно, но «Алиса» не привыкла выступать без полноценного саундчека, поэтому музыкантам было удобно отстроить звук под себя и выступить первыми. Одобряющий файера Константин Кинчев в этот раз был недоволен импровизированным пиротехническим шоу, которое устроили его фанаты, окружив поле дымовой завесой. Лидер «Алисы» признался, что из-за дыма высыхала слизистая оболочка горла, и он боялся сорвать голос. После «Алисы» на сцену со своим рок-н-рольным сетом вышла «Мельница». Аранжировки старых песен, - таких, как «Ночная кобыла», «Невеста полоза» и «Господин горных дорог», были заметно утяжелены гитарными риффами, и сама Хелависа, продолжая экспериментировать, исполнила их в несколько джазовой манере с многочисленными вокальными модуляциями. Во время выступления «Мельницы» пожарные приготовили сюрприз для зрителей, устроив им маленькое обливание из пожарного шланга, и это так понравилось Хелависе, что она попросила направить струю на артистов. Воздух продолжал раскаляться. Обгоревшие зрители прятались под столами уличных кафе, раскрывали зонтики, залезали в картонные коробки, сбрасывали с себя одежду. Ещё до обеда в торговых точках и даже на бэкстейдже начала заканчиваться вода, решить эту проблему не удалось до вечера, поэтому зрители обливались пивом и просили пожарных повторить искусственный дождь. Несмотря на жаркую погоду, заключительный день фестиваля прошёл энергично и нескучно, тем более что программа напоминала винегрет из самых несочетаемых, казалось бы, продуктов: «Юта» и «КиШ», «Ляпис Трубецкой» и «После 11», «Знаки» и «Ю-Питер». Юта поблагодарила слушателей «Нашего радио» за второе место в «Чартовой дюжине», которое сейчас занимает её новая песня «Костры-мосты», а выступление «После 11» совпало с десятилетием группы. Музыканты, ставшие в этом году открытием «Нашего радио», не побоялись сыграть совершенно новую песню, не попавшую даже в их недавно вышедший альбом. Поначалу публика встретила саратовских романтиков прохладно, но музыкантам, известным большинству «нашествующих» всего по двум песням, удалось завладеть вниманием зрителей и напомнить им о том, что в мире существует красивая «свободная» любовь. У «После 11» уже был опыт выступления на «Нашествии»: в прошлом году они выступали на Позитивной сцене фестиваля, а вот теперь с успехом дошли до Главной. По скольку в группе семь человек, то на большой полноценной сцене музыканты смотрятся более органично и интересно, чем в маленьких клубах, где они дают сольные концерты. Одним из самых ожидаемых стало выступление «Короля и шута», которое в тридцатиградусную жару оказалось рискованным удовольствием. Жёсткий слэм и духота в толпе обезвоживали организм зрителей, но они продолжали проявлять чрезмерную активность. Да такую, что среди поклонников сказочного панк-рока на всякий случай стали появляться сотрудники ОМОНа. Трек-лист «КиШа» был похож на тот, что группа представила на прошлогоднем «Нашествии». Правда, тогда «Король и шут» закрывал второй день фестиваля и мог позволить себе гораздо больше вольностей. Закрывал фестиваль мощный блок из трёх совершенно не похожих друг на друга ярчайших представителей русского рока – групп «Ю-Питер», «Сплин» и «Чайф». Конечно, оценить состояние всей отечественной рок-музыки по одному только «Нашествию» невозможно. Малая сцена собрала большое количество однодневных коллективов, которые либо занимаются подражательством, либо, напротив, стараются выделиться за счёт внешнего эпатажа. Именно два этих стремления – быть или слишком похожими на других, или же, наоборот, слишком не похожими, являются главной проблемой большинства молодых групп. Однако стоит заметить, что хороших музыкантов, которых публика не знает, тоже достаточно, и это позволяет с оптимизмом смотреть на будущее российской альтернативной музыки. Сейчас рок-музыка переживает очередную революцию, появляются новые жанры, меняются идеи, происходит слияние с массовой культурой, и слушателям надо просто привыкнуть к тому, что музыка становится другой. Выбор участников Главной сцены тоже можно назвать спорным. Организаторы говорили, что на «Нашествии» выступят только те коллективы, которые ярко проявили себя в этом году. Не совсем понятно тогда, как в их числе оказалась странная группа «Знаки» или загадочный Олег Горшков, которого многие зрители узнали только после того, как он спел своего «Лётчика» и, оказалось, что это бывшая группа «Мечтать». Организаторы утверждали, что никто из музыкантов не отказался от выступления на «Нашествии». Однако, известно, что Юрий Шевчук не захотел приехать в Завидово из-за того, что клуб «Б1» предложил ему сделать сольный концерт на более выгодных условиях. Впрочем, у Шевчука была и другая, более красивая причина отказаться от «Нашествия»: новой программы у него не было, а выступать дважды с одними и теми же песнями на крупных фестивалях он не любит. Стоит признать, что на «Нашествии» сейчас многое решает коммерция. Тем не менее, этот фестиваль должен быть хотя бы для того, чтобы поклонники «Короля и шута» знали, что есть ещё другой рок, - есть, например, группа «Юта», и есть песни не только о голодных лесниках, но и о любви. СашаЧ, группа «Муха», Малая сцена: - Какие впечатления от большой сцены и от нынешнего «Нашествия»? - Впечатления обычные. Я обожаю большие сцены, и для меня это проверка возможностей, качества песен, сценических талантов. Хотя думаю, что будет повод себя покритиковать и посамоедствовать. А так всё замечательно! - Как вы думаете, «Нашествие» повлияет как-то на вашу популярность? - Хорошо, что этот фестиваль есть. Их осталось не так много. Будет здорово, если хотя бы пять человек из числа тех, кто нас сегодня услышал, зайдут на сайт «Мухи»» и заинтересуются нашим творчеством. То есть фестивали, конечно, могут теоретически прибавить поклонников. Тем более сейчас такое время, когда телевидение и радио умирают, и остаётся «сарафанное радио» и Интернет, поэтому выживут лишь те группы, которые действительно чего-то стоят. Юрий Постарнаков, «После 11»: - Это ваше второе «Нашествие», но в этот раз вы выступаете на Главной сцене. Почувствовали разницу? Сегодня ещё такая жаркая погода. - С погодой очень повезло. Много солнца. Пусть уж лучше будет жарко, чем холодно. Я существо теплолюбивое. Нам всё очень понравилось. Понравилось, как мы выступили, только хотелось бы выступить чуть попозже, чтобы народ до конца проснулся. - Для вас важно, за кем и перед кем выходить? - Конечно, мы обращаем на это внимание. Но по большому счёту мы достаточно уверены в своей музыке, чтобы бояться выходить перед кем-то. - Как вы думаете, «Нашествие» изменит что-то в вашей карьере? - Риторический вопрос. Фестиваль важен тем, что здесь много людей , которые впервые услышат группу «После 11» и, возможно, в рядах наших поклонников прибудет. - Вы спели сегодня песни, которые не звучали на радио, не были выложены на вашем сайте. Трудно ли выступать, когда публика не подпевает? - Нет. Трудно петь песню, которая не качает зал. Если такое случается, то мы стараемся её как-то изменить, либо вообще от неё отказаться. Сегодня мы исполнили костяк нашего альбома. Мы точно знали, что будем петь «Крылья» и «Ладони», спели новую песню «Прощай, романтика» и три песни из альбома. Мы сами разогрелись и подготовили людей к тем песням, которые они знают и любят. Не надо бояться знакомить публику со своим новым творчеством, если ты сам в нём уверен. |