Фестивали в России: как не выйти в плюс
Круглый стол, посвященный проблемам организации музыкальных фестивалей в России, прошел 21 июля в клубе «Солянка». В обсуждении проблемы приняли участие продюсер фестиваля «Нашествие-2009» Андрей Матвеев, организатор опен-эйр-фестиваля свободного творчества «Пустые холмы» Тимур Чудутов, арт-директор Пикника «Афиши» Юрий Сапрыкин, соорганизатор фестиваля «Raiffeisen Music Manifest» и основатель фестиваля старинной музыки «Еarlymusic» Марк де Мони.
Одним из главных во время обсуждения стал финансовый вопрос, пишет Intermedia. Бюджет, по мнению большинства собравшихся, - один из важнейших факторов в организации любого мероприятия. «До тех пор, пока фестиваль не научится зарабатывать деньги, он никогда не станет качественным. Если говорить о масштабных фестивалях, то первую скрипку всегда будут играть финансы и возможность на них привлечь аудиторию, - заявил продюсер фестиваля «Нашествие». Себестоимость «Нашествия» составила порядка $3 млн. Это та расходная статья, которая тратится, учитывая то, что мы все-таки сушим расходы – мы получаем артистов дешевле, чем они стоят, мы за небольшие деньги кормим отряд милиции. Но, по большому счету, фестиваль стоит еще больше. Поэтому подобных фестивалей в России больше нет. Для того, чтобы рискнуть войти в такой фестиваль, нужно иметь серьезную нервную систему и финансовые возможности». Основным источником финансирования любого фестиваля является спонсорская помощь . «Говоря о спонсорах, можно сказать, что в России на сегодняшний день ситуация никакая. Если в прошлом году фестиваль мог притянуть миллион спонсорского бюджета, то теперь он это сделать не сможет», - сказал Андрей Матвеев. По мнению арт-директора Пикника «Афиши» Юрия Сапрыкина, немаловажную роль играет также аудитория опен-эйра. «Со спонсорами, конечно, все сложно, но это еще и зависит от аудитории, которая готова платить. Например, на Пикнике «Афиши» в прошлом году было 55 тыс. человек, и большую часть бюджета все равно покрыли спонсоры. И дело тут не в отсутствии денег как таковых, а в том, что от этого в дальнейшем будет иметь спонсор», - сказал г-н Сапрыкин. Все организаторы сошлись во мнении, что фестиваль по своей сути дело убыточное – заработать с его помощью практически невозможно, если создавать приемлемые условия для публики. «С 2000 по 2005 гг. фестиваль «Нашествие» каждый год делался в минус. У нас нет убийственной цели «отжать» денег с «Нашествия». Если бы мы этого хотели, мы бы отжали в три раза больше, чем можем. Потому что, создав жесткую ситуацию по продажам внутри, можно очень хорошо заработать», - сказал Матвеев. Обсуждалось также и то, почему же в России такое маленькое количество фестивалей. «У нас люди не очень тусовые – ну просто народ такой. И, в принципе, люди мало интересуются музыкой», - высказал свое мнение Тимур Чудутов. Юрий Сапрыкин же считает, что в России фестивалей достаточно. «В России много опен-эйров, просто нет ни одного, похожего на западный опен-эйр. Любой большой фестиваль в Европе похож на другой европейский фестиваль. В России такого нет и, судя по всему, не будет. Мы существуем достаточно автономно», - сказал Сапрыкин. После этого музыкальные деятели перешли к вопросу об уровне артистов, выступающих на различных опен-эйрах, а также о гонорарах, которые они получают за свои выступления. «Уровень артиста базируется на гонорарах, которые, в свою очередь, базируются на экономике фестиваля», - сказал Андрей Матвеев. Юрий Сапрыкин поделился тем, как обстоят дела с артистами и гонорарами в рамках его фестиваля. «В случае Пикника «Афиши» список участников определяется не какими-то предпочтениями, а бюджетом, потому что с артистом мы расплачиваемся не какими-то бартерами, а деньгами. Для каждого однодневного фестиваля финал должен быть яркой точкой, а еще лучше восклицательным знаком. Поэтому исторически огромная часть фестивального бюджета уходит на одного хедлайнера, зато дает гарантию полнейшего счастья и сноса крыши зрителю. Поэтому в бюджетных рамках нужно сделать одно, но очень хорошее выступление, а все остальное прикладывается уже к нему, - сказал создатель Пикника «Афиши». - Мы находимся в проигрышной ситуации, потому что наш опен-эйр проходит именно в тот уик-энд, когда в Европе идут сразу несколько фестивалей. Поэтому, приглашая того или иного артиста, мы вынуждены переплачивать, чтобы перебить десяток других выгодных предложений». Фестиваль «Нашествие» тоже платит гонорары своим артистам, правда, относительно недавно и не всем. «У нас, пожалуй, самый предсказуемый список участников. Если в романтический период радио при Мише Козыреве радиостанция находила компромиссы с артистами на бартерной основе, т.е. количество ротаций менялось на выступление на субботнике фестиваля и на «Чартову дюжину», то сейчас этой ситуации нет, потому что радиостанция больше нацелена на рейтинги», - рассказал Андрей Матвеев. По его словам, артисты фестиваля делятся на три категории. «Первые – это те, которые получают деньги однозначно. Это категория коммерческих артистов, которые много гастролируют, в общем, все топовые артисты рынка русского рока. Вторая категория – это те артисты, которые обласканы радиостанцией, но еще не достигли своей топовости, поэтому они не хотят нарушать зыбкий баланс и работают подешевле или бесплатно. А третьи – это те, которые ни на что не претендуют, им закрыта дорога на радиостанции из-за их неформатности, но при этом «засветиться» на фестивале для них очень выгодно», - сказал продюсер. А вот на фестивале «Пустые холмы» артисты гонорары не получают. «Пустые холмы» - идиотская возможность выступить на одной сцене с хорошими музыкантами перед аудиторией две тысячи человек», - сказал Тимур Чудутов. В завершение обсуждения организаторы поделились тем, что же в организации и проведении фестивалей им все-таки не хватает. «Мне не хватает ощущения того, что этот фестиваль кому-то нужен. Если мы вломим в это большие деньги и привезем мировых артистов, обеспечим безопасность и проч., я не уверен, что это все кому-то нужно. Потому что те, кто хочет ездить на европейские фестивали, и так их посещают», - сказал Юрий Сапрыкин. «В принципе, нам хватает всего. Лично мне фестиваль доставил большое количество позитива. Единственное, чего нам не хватает, - внутренних ресурсов, человеческих и профессиональных. Когда делаешь большой фестиваль, хочется работать с профессионалами», - поделился Андрей Матвеев. «В России очень мало фондов, которые могли бы помочь в организации. Но в России достаточно денег, чтобы поддерживать такую культуру», - подытожил Марк де Мони. |