Похоже, лучшие времена "Евровидения" давно позади, в 70-х и 80-х. Теперь на первые места его финалов претендуют исполнители, пластинки которых вряд ли сравнятся даже с одной-единственной песней "Ватерлоо" "АББЫ", ставшей открытием "Евровидения" 1974 года.
С 90-х этот европейский песенный конкурс более популярен не на Западе, а в
Восточной Европе, которая надеется таким образом избавиться от шлейфа
постсоциалистических стереотипов.
Но именно здесь, как ни странно, чаще
всего звучат обвинения в том, что "Евровидение" превратилось в средство утешения
для государств, которые экономически не вписываются в Евросоюз. Например, явные
аутсайдеры евроинтеграции, Турция и Украина, получили первые места на предыдущих
конкурсах, отличившись на сцене, скорее, желанием выиграть, чем
талантом.
Об этом и, конечно же, о подготовке Украины к проведению в мае
юбилейного 50-го песенного конкурса, беседа с исполнительным директором
"Евровидения" Сванте Стокселиусом — благодаря компании "Nemiroff", которая
помогла организовать эксклюзивное интервью для "Сегодня".
— Что в
подготовке Киева к "Евровидению" вызывает наибольшие опасения?
— Самая
большая проблема — время. Это наш самый главный враг, потому что мы ужасно
отстаем от запланированного графика. Но, к счастью, многое уже успели сделать, я
имею в виду подписание соглашения с Дворцом спорта о проведении концертов на его
площадке.
— Не слишком ли запутанной выглядит и система резервирования
билетов на конкурс?
— Да, мне не нравится, каким образом осуществляется
продажа билетов. Сначала объявили, что в продажу они поступят 21 февраля, потом
дату начала реализации билетов перенесли на 21 марта. Но и сейчас они до сих пор
не поступили в продажу — их можно резервировать только через интернет.
—
Случались ли в истории конкурса похожие ситуации с билетами, отставанием по
срокам, и как удавалось выкручиваться?
— Без проблем ни разу не
обходилось. Скажем, в Турции в минувшем году тоже задерживалась продажа билетов.
Но могу сказать, что подготовка к проведению конкурса в Украине, пожалуй, одна
из проблематичных из тех, что на моей памяти.
— Вы уже видели официальные
украинские сувениры, посвященные "Евровидению" и какие мысли возникали по этому
поводу?
— Для тех, кто приедет в Украину на конкурс, и никогда здесь
раньше не был — это здорово, купить здесь что-то очень традиционное. Думаю, это
именно то, что им понравится. Хотя, конечно, те, кто живет здесь от рождения,
могут посчитать такие сувениры малоинтересными.
— Как вы оцениваете
уровень готовности Дворца спорта к проведению конкурса?
— Я видел его
несколько дней назад, он не готов. Но он и не должен быть готов до мая. Думаю, в
мае все работы завершатся.
— Как осложнила подготовку к проведению
"Евровидения" в Киеве отставка прежнего главы Нацтелекомпании Украины Александра
Савенко?
— Конечно, я предполагал, что такое может случиться, ведь связь
между государством и телевидением в Украине сильнее, чем в западных странах. Нас
с Савенко связывают теплые дружеские отношения, но сейчас я также счастлив
сотрудничать и с новым главой НТКУ Тарасом Стецькивым.
— В свое время
Савенко обещал, что украинское "Евровидение" будет изобиловать сюрпризами. Вы
можете раскрыть какие-то из них?
— Первым из таких "сюрпризов" для меня
стала отставка Савенко. Не знаю, о каких именно сюрпризах он говорил вам, но со
своей стороны могу заверить — "Евровидение" в Киеве будет очень зрелищным и с
абсолютно фантастической сценой. А сюрпризы будут непосредственно в ходе шоу.
Некоторые вещи будут в новинку. Хотя содержание конкурса останется прежним,
открытие и закрытие на этот раз будет наполнено украинским содержанием.
—
По правилам конкурса, Европейский союз вещателей не может решать, кто из
исполнителей представит свою страну на "Евровидении". Тем не менее отразится ли
на имидже конкурса история с неожиданным появлением в финале группы "Гринджолы",
став причиной очередных разговоров о политизации "Евровидения"?
—
"Евровидение" — не политическое мероприятие, а эстрадный конкурс, призванный
популяризировать тему дружбы и взаимопонимания между людьми и странами.
"Евровидение" не должно служить платформой для политических заявлений или
политической пропаганды. Чтобы избежать политизации, Европейский вещательный
союз обратился к украинской стороне с просьбой выбрать для исполнения другую
песню или же изменить текст прежней мелодии. В итоге группа переписала текст,
убрав из него политические пассажи, и в нынешнем варианте песня нас вполне
устраивает.
— Впечатления от песни "Гринджол"?
— Я слыхал эту
песню несколько дней тому назад, в одном из ресторанов, где ее передавали по
радио. В ней неплохой ритм. Что касается текста, конечно же, мы не против самых
разных текстов. Ведь это же скучно, когда все песни только о любви. Но они не
должны быть о политике.
— Были ли прецеденты, когда исполнитель
"Евровидения" настаивал на исполнении песни с политическим текстом?
— Не
помню таких случаев. Но были другие — когда в тексте песни через каждое слово
звучала нецензурщина, и стихи пришлось переписывать.
— В прошлом кто еще
был проблемным?
— Ряд проблем пару лет назад возник с российской группой
"Тату", которая упорно игнорировали все репетиции.
— "Тату" были явными
фаворитами — почему же они не победили?
— Группа заняла третье место —
это очень неплохой результат.
— Что вы можете ответить тем, кто считает,
что победы на "Евровидении" раздаются в силу политических, конъюнктурных
соображений тем странам, которые пока не хотят видеть в Евросоюзе?
— Я не
очень понимаю тех, кто считает, что победы на Евровидении "раздаются".
Телезрители всей Европы голосуют в ходе конкурса, решая, таким образом, кому
достанется победа. Главным фактором здесь является зрелищность и эмоциональность
выступления. Нынешним участникам тоже, мне кажется, нужно больше внимания
уделять иллюстрации своего выступления, ведь это транслируется по телевидению, а
не радио, и мы не только слышим, но и видим исполнение песни. Поэтому нужно
много делать для того, чтобы зритель запомнил вас на сцене. Скажем, в минувшем
году Руслана представила очень зажигательное, динамичное выступление: ее
подбрасывали в воздух, у нее были трембиты. Возможно, именно это стало причиной
того, что зрители проголосовали за ее песню "Дикие танцы". А в 2003 году по тем
же причинам выиграла турчанка, у нее были танцы, пластика. То есть, три минуты
исполнения должны стать настоящим шоу.
— У кого больше шансов на победу в
этом году — у сольного исполнителя или группы, какая музыка может получить
поддержку у зрителей?
— Я пока не могу сказать этого со всей
определенностью, так как прослушал еще не все песни, которые будут участвовать в
конкурсе в этом году. Никогда не угадаешь, кто победит — баллада или динамичная
песня, сольный исполнитель или группа.
— Чего не хватает нынешним
участникам "Евровидения" по сравнению с 70-ми, когда выступали музыканты уровня
"АББЫ"?
— Если вернуться в 70-е, конечно, "АББА" была великой группой с
отличными песнями, но рядом с "АББОЙ" всегда рядом находились менее талантливые
исполнители. То же примерно происходит и сегодня. Но песни тогда все же были
разнообразнее, ярче. Скажем, в минувшем году на конкурсе было 12 баллад и у меня
сложилось такое ощущение, что их написал один и тот же человек. Хотелось бы,
чтобы певцы привлекали к созданию своего репертуара больше талантливых,
известных композиторов и поэтов.
— Какой период в истории конкурса был
самым удачным?
— Когда конкурсом занимался я (смеется). Но если серьезно
— предстоящий украинский конкурс. Здесь будет наибольшее количество
участников.
— В октябре в Дании пройдет юбилейный концерт, посвященный
50-летию "Евровидения". Будут ли там выступать бывшие участники группы "АББА",
победившие на "Евровидении" в 1974-м? Захотят ли они воссоединиться по такому
случаю?
— Я бы очень хотел, чтобы это произошло, правда, экс-музыканты
"АББЫ" заявили, что никогда больше не будут петь вместе, и даже не соберутся на
одной сцене. Но мы приложим все усилия, чтобы собрать их хотя бы на
одно-единственное выступление.
— Если вас постигнет неудача, остается ли
надежда, что хотя бы кто-то из участников "АББЫ" приедет на этот
концерт?
— Думаю, скорее всего, приедут те, кто сейчас больше других
активничает в шоу-бизнесе — это, конечно же, Бенни и Бьорн. Недавно они
спродюсировали мюзикл "Мамма Мия".
— Какие нелепые, смешные случаи из
истории "Евровидения" запомнились больше других?
— В Дании, на юбилейном
концерте и вспомним все-все смешные моменты. А лично мне больше всего запомнился
такой: в прошлом году в Турции ведущая объявляла баллы в прямом включении, а
потом, видно, отвлеклась и, забыв, что она в эфире, принялась с завидным
энтузиазмом чистить пальцем нос. Потом ей было очень стыдно.