Макаревич: После "Смака" многие удивлялись - повар запел
Народный артист России Андрей Макаревич, лидер группы «Машина времени», отмечающей в этом году 40-летие, дайвингист и горнолыжник, кулинар и продюсер, писатель и живописец, вспомнил вдруг о своей первой профессии архитектора-оформителя и занялся дизайном элитных апартаментов в Юрмале.
– Вас действительно для этого заманили на Рижское взморье? – Вообще-то в моем дипломе записана профессия: архитектор-оформитель, -
рассказывает "Собеседнику" музыкант.
- И я старался ее не терять, несмотря на долгие годы
занятия музыкой. В большей степени оформление двух-трех квартир будет скорее
занятием для души. Все же деньги сегодня я не этим зарабатываю. И согласился с
этой затеей, потому что достаточно давно знаю одного из руководителей проекта –
Александра Гордона. А прилетел сюда на несколько часов, чтобы увидеть все своими
глазами. Возьму потом блокнотик. Подумаю над идеями, сделаю эскиз. Конечно,
собственноручно красить стены в Юрмале я не буду. И уезжаю так быстро, потому
что у нас идет гастрольный тур – «Машине времени» 40 лет и очень насыщенная
осень. Поэтому я надеюсь, что с юрмальским проектом меня не будут торопить. – Ничего об этом не знаю. Во-первых, она ко мне не обращалась, а во-вторых, мы с
ней существуем в достаточно удаленных друг от друга пространствах. Я не вполне
понимаю, чем занимается она, а ей, видимо, не очень интересно то, чем занимаюсь
я.
– Над интерьером собственного жилья я всегда работал сам. Помогал и друзьям.
Конечно, не с ведром белил и кистью, но какими-то идеями и предложениями. У меня
нет определенного любимого стиля, все зависит от задачи. А вот новорусский
стиль, чеканку там всякую с позолотой, я очень не люблю. – Я не уходил – меня уходили. За «несоответствие образу советского студента»…
То, что представляла архитектура в годы советской власти, меня не привлекало.
Контраст между замечательным преподаванием, которое было тогда в архитектурном
институте (с великолепной библиотекой и журналами по архитектуре со всего мира),
и реальной жизнью удручал. – Нет, меня не звали, потому что память человеческая становится короче и короче.
У нас сознание клиповое – мало кто помнит, что я вообще-то архитектор. Пока я
вел программу «Смак», многие удивлялись: ну совсем с ума сошли – повар запел
уже… – Конечно, в курсе. Вот и несколько моих знакомых занимаются приобретением здесь
каких-то домиков… – Ну, это абсолютно бессмысленно. Я всегда себя останавливаю, потому что, даже
если что-то очень нравится, я понимаю: ну, куплю этот дом и буду жить в нем
четыре дня в году. Потрачу кучу денег. На эти деньги я смогу 50 лет приезжать в
понравившееся место хоть по четыре раза в год, не обремененный никакими лишними
мыслями… – Во-первых, я стал на 40 лет старше. Говорил я 40 лет назад и сегодня говорю то, что считаю нужным. Слава тебе Господи, никто в этом меня пока не ограничивает. Я не думаю, что мои какие-то ключевые представления о мире, о людях, добре и зле изменились. Это – самое главное. Было некоторое время назад у меня интервью с Познером по телевизору. А он очень
любит раскопать какое-то интервью 10-летней давности. И вот тут у него не
получилось, потому что он достает газету и говорит: «А вы тогда говорили вот
то-то и то-то…» Я ему: «Я и сейчас так считаю». Беседа не пошла… В общем, у меня
мнения не меняются, честно вам скажу. Я 40 лет назад писал то, о чем думаю. И
сейчас пишу так же. – Я не смотрю Евровидение… – Да вы что, с ума сошли?! Что мы там будем делать?! – Мне это совершенно неинтересно. А звать – звали. Несколько раз… – Дай Бог здоровья ему! Мы сейчас проведем творческий вечер там, где мы захотим
его провести. – Но и Алла Пугачева приезжает на этот фестиваль каждый год, считается его музой. Как вы относитесь к Алле Борисовне как к певице и человеку? – Я не понимаю вопросов: кто к кому как относится? Какое это имеет значение? Я
отношусь с уважением ко всем коллегам. Поэтому это не позволяет мне
разговаривать с третьими лицами о том, как я к кому отношусь. Если Алла
Борисовна меня спросит, как я отношусь к ее последней песне, я ей скажу!
– Какой-либо рок-н-ролл в Стране Советов представлялся настолько неосуществимым,
что мы даже о чем-то особенном не мечтали. Просто хотелось нам играть такую
музыку, мы ее и играли. Хотелось быть, как «Битлы» – и всё. – Да господи, начиная с пробок московских! Я трачу каждый день в пробках,
наверное, часа по три-четыре. Если сложить хотя бы за десять лет, получается
страшный срок. Страшный! Но что с этим можно поделать? – Но все равно ты будешь стоять в пробке. Поэтому я вынужден ездить с водителем,
а в это время сидеть за компьютером, разговаривать по телефону, отдавать
распоряжения и что-то слушать. Но это все равно не решает проблему. Это трата
времени жизни не на то, на что ты должен его тратить. Так что это очень большое
зло. – Да никак. Наградили – спасибо большое. В момент награждения тебе приятно, ты
тешишь себя мыслью, что что-то сделал и твои труды оценили. Ну, а потом награды
лежат в ящике стола, и лежат, пока ты не помрешь… – Почему? «Битлз» ведь наградили орденом Британской империи… – Это во всем мире примерно так делается. – У разных людей разные настроения. Точной статистики ни у кого нет. Соцопросам
я не верю – это конъюнктура политического толка. У меня таких настроений нет. Я
знаю, что у огромного количества моих друзей и знакомых, которые меня окружают,
их тоже нет. Вот это я знаю точно. Потому что я с ними в контакте. Остальное –
это разговоры. – Нельзя войти в одну реку дважды. Даже если будут искренне пытаться
восстановить СССР – такого «совка» уже не получится. В мире прошло 20 лет. Это
все несерьезно. – Какой корпоратив?! Концертный зал большой – с кассами и билетами. Мы
корпоративы почти не играем, мы работаем кассовые концерты. Думаю, что мы – одни
из очень немногих артистов, которые в нашей стране так сегодня существуют. – Конечно. – Очень захотелось экранизировать книжку, попробовал на своей шкуре, что такое
продюсер. Это такая прокладка между заказчиком и режиссером. Мучительный и очень
неблагодарный труд. Я понял, что это совершенно не мое. Кино мы сделали, оно
прошло, его даже повторяли. Но мне оно не нравится. Из той ситуации, в которой
мы находились, я старался выжать все, что можно было выжать. Было абсолютное
непонимание между режиссером и телеканалом. Наверное, опытные продюсеры такие
вещи разруливают как дважды два. Но я понял, что мне ни к чему этому учиться. У
меня масса других занятий, в которых я себя чувствую гораздо более уютно…
– Сейчас не вспомню, в каком контексте это было сказано. Тут важно, что за чем
следовало… – Я не люблю, когда сильная жена начинает рулить слабым мужем. А если еще этот
муж известный и талантливый, это принимает крайне уродливые формы, и встречается
такое, к сожалению, не только в нашей стране, но и во всем мире. Это я не
приемлю совершенно. Каждый должен заниматься своим делом. – Не судите, да не судимы будете. Никакого кризиса я не чувствую. Разговоры про кризис меня достали. В этом году, например, у нас гастролей больше, чем в прошлом. Поэтому про кризис ничего не могу сказать. Занимайтесь своим делом и поменьше трындите на тему всяких ужасов. Я вам могу сказать, что, по моему глубокому убеждению, две трети этих ужасов случаются потому, что пресса нам о них долдонит с утра до ночи. И рано или поздно они происходят. |