Реконструкция "Стены Цоя" вызвала споры
Планы столичных властей облагородить "Стену Цоя" на Арбате вызвали острую полемику в музыкальной среде - у идеи есть свои защитники и противники, а кто-то вообще считает, что этому памятнику не место в Москве.
"Стена Цоя" стихийно появилась в Кривоарбатском переулке после смерти Виктора Цоя в 1990 году - поклонники группы исписали ее надписями "Кино", "Цой жив", цитатами из песен и признаниями в любви музыканту. Теперь власти Москвы собираются провести ремонтные работы и, по словам префекта Центрального административного округа Алексея Александрова, придать стене "более цивилизованный вид". РАССТРЕЛ Известный российский рок-критик Артемий Троицкий сказал РИА Новости, что не считает необходимым кому-либо вмешиваться в облик стихийно созданного памятника лидеру "Кино". "Мне не кажется, что "Стена Цоя" на сегодняшний день выглядит как-то неблагородно. Бывают у нас, конечно, какие-то стихийные места народных гуляний, где противно и грязно, но это не относится к "Стене Цоя". Вся неформальная молодежь относится к нему с большим уважением и пиететом, поэтому и стена выглядит достойно. Я бываю в этой части Арбата достаточно часто, чтобы говорить со знанием дела", - сказал Троицкий. Он отметил, что не видит смысла в "облагораживании стены" и с трудом представляет, "как это можно было бы сделать так, чтобы это было лучше". "Если все это дело покрывать бронзой и мрамором, то это будет выглядеть смешно и неорганично, поскольку Цой был таким человеком, что все это приглаживание вызвало бы у него только презрительную усмешку", - отметил рок-критик. Кроме того, он подозревает, что эти планы городских властей - всего лишь "повод, чтобы освоить очередную часть бюджета". "Вот зимой облака хотят расстреливать - сейчас об этом везде пишут. Думаю, что история со стеной не в тех же масштабах, что расстрел облаков, но это тоже расстрел", - уверен Троицкий. ФЕТИШ VS АВТОРИТАРИЗАЦИЯ В свою очередь, рок-критик Сергей Гурьев отметил, что есть две позиции по отношению к новшествам. "Все зависит от того, считаем ли мы ценным сохранение какого-то неформального вектора в рамках авторитаризации общества или считаем, что эстетическая авторитаризация наследия рок-революции 80-х - это интересный художественный эксперимент. В первом случае - это плохо, во втором - нет", - сказал он. Сам Гурьев отметил, что скорее придерживается второй позиции. "Я, наверное, считаю, что это все-таки даже хорошо и интересно. Мне интересна эстетическая авторитаризация наследия рок-революции конца ХХ века, и что из этого выйдет. Фетишизировать такие формы наследия этой революции, как стена Цоя, мне менее интересно, чем попытка эстетической авторитаризации этого вектора", - объяснил собеседник агентства. МОСКВА - НЕ МЕСТО ЦОЮ! Особенно неординарное мнение относительно облагораживания "Стены Цоя" высказал рок-музыкант, композитор, поэт и музыкальный критик Сергей Жариков. Он отметил, что Цою и любым памятникам, связанным с именем лидера группы "Кино", в Москве не место. "Какое отношение Цой вообще имеет к Москве? Это чисто питерское явление, и нам в Москве вообще никаких Цоев не нужно, да и стена эта не нужна, как в нынешнем виде, так и в облагороженном, да еще властями Москвы. Контекста нету, бэкграунда - он не вписан в культурно-исторический фон Москвы", - сказал Жариков. По его мнению, "здесь надо подходить с холодной головой, чтобы фигура была знаковой, а это не относится к Цою ни с точки зрения контекста контркультуры, ни с точки зрения привязки к Москве". "Цой не является символом русской культуры, а когда говоришь, что он - знаковая фигура, умные люди начинаю посмеиваться. Цоя можно сравнить с "Ласковым маем" - то, что они делали в конце 80-х - начале 90-х очень похоже, обычная коммерческая группа. В личном плане Цой, я могу заверить, тоже не герой", - сказал Жариков. "В лучшем случае ему можно положить плитку на Аллее звезд рядом с Пугачевой, Киркоровым, Пенкиным и так далее", - заключил он. |