Автолюбители шутят - чем меньше женщина, тем больше у нее джип. Глядя на Пахмутову - невысокую, скромную, стройную, - удивляешься до сих пор, как "сквозь" ее музыку запускались турбины Братской ГЭС, шла команда "ключ на старт", подлодки из глубины возвращались домой.
Брала любые масштабы, не робела никогда и ни перед чем. Не надо упрекать за
"Ленина такого молодого" - Пахмутова хотела жить и, что самое смешное, жила в
великой стране. Да тот же "Ленин молодой" - вот парадокс - никак не хочет
забываться массами.
Нынешнее время Пахмутовой не породит. Такие на мелко- и в мутноводье не водятся.
Тогда все было ясно: Гагарин - герой, комсомольцы - герои, подводники, летчики,
спортсмены, шахтеры… А что сейчас? Двойные-тройные смыслы и мыльные пузыри?
- Александра Николаевна, с днем рождения!
- Спасибо. И напишите, что первая публикация обо мне и фотография (где я сижу за
роялем, пытаясь что-то сочинить) была опубликована в 1946-м именно в "Московском комсомольце"!
- Вот вы закончили Московскую консерваторию как композитор-академист, а что,
тяга к песням не сразу проявилась?
- Нет-нет. Занималась себе и занималась на фортепианном отделении ЦМШ; занятия
композицией там не было . Ведь прежде чем претендовать на сочинение музыки, надо
получить базовое образование… А какие люди подобрались в одном классе: скрипачи
Безродный, Грач; пианисты Гинзбург, Берман. Все знаменитости. И три ученика
увлекались сочинением - я, Роман Леденев и Николай Каретников; лишь
факультативно показывали свои сочинения прославленному композитору и педагогу
Шебалину…
- И пошли в консерваторию в его класс…
- Не только я! Шебалин умел понимать индивидуальность учеников, а это божий дар
(ведь никто не знает, как заниматься с композиторами). У него же учился,
например, Эдик Денисов. И никакого разделения по жанрам. В первую очередь - да,
писала академическую музыку. Дипломная работа - это "Русская сюита" для
оркестра… Впрочем, уже тогда в диплом вошла моя "Походная кавалерийская" на
слова поэтессы Юлии Друниной. А оркестровую музыку пишу до сих пор.
- Быть не может!
- А вот: недавно на концерте исполнили две премьеры - "Птицу-тройку" для
симфонического оркестра и маленькую пьеску "Веселые смычки" для струнной группы.
А на Западе с моими песнями плохо. Но музыку симфоническую исполняют частенько,
особенно в Штатах. Скажем, есть у меня концерт для трубы с оркестром, так каждый
год тамошняя Гильдия трубачей присылает мне записи этого концерта. Мне грех
обижаться.
- Так почему бы сразу не остаться в лоне симфонической музыки?
- Почему? Да просто… понимаете, вот окончила я консерваторию, аспирантуру, а в
стране такое время началось! Яркое время! Это и разоблачение культа Сталина,
"оттепель", полет в космос, сибирские стройки замечательные, небывалый подъем!
Обнаружился огромный интерес к песне как к жанру. Ну и пошло-поехало! К тому же…
вы знаете, можно написать очень хороший квартет, его похвалят в Малом зале
консерватории. И все. А если у песни успех - то успех шумный, сразу на всю
страну! Если бы у меня не было песен, вы бы мне и не позвонили, правда? Правда.
- Ну да, вы столько поездили: песни Пахмутовой-Добронравова так и зовут
"биографией" страны.
- Ой, такого можно вспомнить! Это и поездки на Братскую ГЭС, и посещение всех
родов войск Северного флота; помните песню про подлодку? Это мы в 8 утра ушли на
целый день с погружением. Но не это на Николая Николаевича произвело
впечатление: вечером он увидел на пирсе фигурки женщин, которые ждут эту самую
лодку…
Самое тяжелое из экстремальных посещений - спуск в шахту. В Ленинск-Кузнецком на
нас надели шахтерские одежды, и… началось: сначала на лифте, потом долго-долго
по тоннелю, как в метро; видны лишь ослепительно белые зубы шахтеров и - в конце
тоннеля - вдруг появляется огромный букет роз, желтый-желтый, светит в темноте
как солнце! Никогда не забуду. Жаль, что песню про шахтеров так и не написали.
- А Чернобыль?
- Когда все случилось, мы были под Киевом. Ничего толком не могли понять.
Слушали сводки и думали - Тернополь (никто не знал, что такое Чернобыль). Как
только оттуда приехали, всю одежду пришлось выбросить, все пищало, кошмар -
тогда еще о радиации не говорили…
- Подозреваю, что своим песенным настоящим вы обязаны и встрече с Николаем
Николаевичем…
- Ты слышишь (обращается к Добронравову.), я обязана тебе… Он
саркастически усмехнулся. Да, конечно, ведь с песней все непросто… Они - как
люди, у них свои судьбы. Бывает, человек и умный, и красивый, и хороший, а
счастья нет. И с песнями так же.
- Тем более для какой - сначала слова, для какой - мелодия…
- Ну, например, "Надежда" - это сначала стихи, а вот были песни, может быть, и
самые лучшие, где первой появлялась музыка. Николай Николаевич - настоящий поэт.
Когда он пишет стихи на готовую музыку, то виртуозно добивается того, чтобы они
не стали "подтекстовкой", а имели самостоятельную ценность. Бывают-то очень
тяжелые моменты, несимметричные, как, например, с "Мелодией".
Слышишь - все как будто бы гладко. А когда читаешь просто стихами - "Ты, моя
мелодия, я - твой преданный Орфей. Дни, что нами пройдены, помнят свет нежности
твоей", - чувствуете? Трудная работа.
…Тут Николай Добронравов не удерживается и вступает в разговор:
- Меня с трудом приняли в Союз писателей, потому что к песенникам отношение было
соответствующее: мы считались людьми не второго, а третьего, пятого сорта. Так и
говорили: "Песенники? Они же пишут на "рыбу"!" Но потом отношение изменилось,
когда кто-то наконец сказал: "Вот у нас в Союзе самая большая секция -
переводчики (очень сильные мастера, кстати). А песенники - это тоже перевод, но
с языка музыки".
- А вы, кстати, не припомните самую первую песню, что написали вместе?
- Ну как же… Мы познакомились с Александрой Николаевной на Всесоюзном радио. Я
много работал в Доме звукозаписи - совсем молоденьким, читал передачи
"Пионерская зорька", "Внимание, на старт!". Там была потрясающая музыкальная
редакция, которую возглавляла Ида Федоровна Горенштейн. Именно она нам с
Александрой Николаевной как-то сказала: "Смотрите, начинаются летние каникулы.
Ну напишите про это какую-нибудь песенку!" Вот мы и принесли через две недели
песню под названием "Лодочка моторная". После чего и отправились на этой самой
лодочке с Александрой Николаевной в долгое путешествие.
- Как сейчас - вдохновение при вас? - спрашиваю у Александры Николаевны. -
Хочется песни писать? Как-то вы говорили, что "стараетесь жить в ритме
молодежи".
- Нет. (Улыбается.) Это скорее журналисты дописали за меня, что я стараюсь жить
в чьем-то ритме. Прелесть в том, что желания молодиться у меня никогда не было.
Как есть, так и есть. Что до песен… Они пишутся. Но сейчас это дело трудное.
Время такое, что деньги вышли из-под контроля и всем распоряжаются. Один умный
человек сказал: "Деньги - хорошие слуги, но плохие хозяева". И мы не замечаем,
как они вскакивают на нас верхом и начинают повелевать.