По словам директора по связям с общественностью «ПрофМедиа» Екатерины Долгошеевой (гендиректор «ПрофМедиа» Рафаэль Акопов сейчас, как и в августе, когда увольняли Ценципера, находится в отпуске), Ефимов оставляет канал MTV по личным причинам.
Но, похоже, «личные причины» – скорее, повод, за которым
скрывается несогласие Ефимова с позицией руководства холдинга: достигать
амбициозных целей при почти полном отсутствии инвестиций, о чем он сам упомянул
в интервью.
По информации Slon.ru , находящийся в залоге холдинг, действительно, экономит на всем –
канал в этом году даже отказался от проведения церемонии Russian Music Awards.
Алексей Ефимов также рассказал, как отреагировали на его
решение уйти глава «ПрофМедиа» Рафаэль Акопов и бывший руководитель, глава
«Первого канала» Константин Эрнст, и объяснил, почему не удалось сделать все,
что задумывалось.
– Почему вы уходите?
– Вот, решил. Это обдуманное, не спонтанное решение. Причин и факторов много, но
одна из главных причин заключается в том, что когда я приходил на канал, была
совершенно другая ситуация. Рынок рос, у холдинга были амбициозные планы
развития. А потом случился кризис.
Все последнее время приходилось заниматься сокращением расходов и при этом
поддерживать канал в состоянии конкурентоспособности. Это, конечно, непросто. В
этой ситуации говорить о каких-то вещах, связанных с развитием, тяжело. Многое
придумали, далеко не все смогли. Объективная реальность.
– Словом, основная задача у вас была сокращать расходы, а не заниматься
развитием канала. Так?
– Прямо так, конечно, никто не формулировал. Но в условиях этой ситуации мы
многого добились. И доля у нас выросла – в полтора раза, с 1,8 до 2,5 – 2,6% в
России по молодой аудитории. В декабре прошлого года даже 3,6% показали – это
очень много – при том, что, когда я приходил на канал, нас обгонял «Муз-ТВ», а
сегодня мы фактически показываем прямо противоположный результат.
– За счет чего это произошло? Почему «Муз ТВ» просел, по-вашему?
– Думаю, на этот вопрос можно по-разному отвечать. Кто-то может сказать, что это
было связано с менеджментом канала. Кто-то – с отсутствием креативного
потенциала. Кто-то решит, что это было связано с достаточно агрессивной позицией
MTV.
А я скажу, что все эти факторы имели место. Другое дело – какой удельный вес
каждого из них, какой повлиял на результат. Я считаю, что заслуга команды MTV в
том, что мы, воспользовавшись факторами, которые нам предоставила ситуация,
собственными талантами и трудоголизмом сумели [переломить ситуацию]. В конечном
счете, важно не как, а каков результат.
– Интересно про менеджмент «Муз-ТВ». До последних изменений в составе акционеров
он ведь на «Муз-ТВ» не менялся, и ему удавалось побеждать MTV. А тут вы, весь
такой прекрасный, приходите в апреле прошлого года и сразу...
– Видимо, я действительно прекрасный – спасибо за комплимент (смеется).
– Просто такая небольшая разница во времени между вашим назначением и
отставкой...
– По телевизионным меркам – большая. Я пришел в апреле 2008-го, а в сентябре
случился кризис. Я первые несколько месяцев после прихода был в шоке – было
много вопросов, много нелогичного, непрофессионального, очень громоздкая
структура, запутанные полномочия, много долгов и все такое, а еще полное
непонимание, что же такое сегодня MTV как бренд, не только в России, но и в
мире. Это пришлось сначала понять, потом принять, а уж затем начать двигаться.
Очищать эфир от мусора, запускать новые проекты, искать людей.
И, когда мы подошли к ситуации готовности к дальнейшему развитию, к
качественному рывку, случился кризис. И это очень повлияло на то, что дальше
происходило.
– А какова стратегия «ПрофМедиа» по развитию MTV сейчас?
– Мне сложно на эту тему говорить. По крайней мере, то, что я слышал, –
достаточно агрессивная стратегия, но она невозможна без значительных инвестиций
– в сеть вещания, в контент, в маркетинг, в таланты. Это – мое мнение, о котором
я много раз говорил. До какой степени реально готов к такой стратегии холдинг «ПрофМедиа»
– покажет время.
– Это – одна из причин ухода?
– Я не говорю, что это причина, это объективная ситуация. Но это не беда MTV
исключительно. Сейчас все каналы испытывают трудности – в связи с тем, что
рекламный рынок продолжает падать, и это сказывается на текущих доходах каналов.
И чем канал меньше, тем болезненнее для него ощущение падения рекламного рынка.
А вопрос привлечения инвестиций тоже непростой – не всякие финансовые институты
готовы сейчас вкладывать деньги, особенно в такие рисковые бизнесы, как ТВ, где
риск связан напрямую с талантом, творчеством, кругозором, глубиной понимания
аудитории и ее постоянной трансформации во времени, и так далее. Очень часто это
50 на 50.
– 50 на 50 – в смысле, получится – не получится?
– Обычно все говорят, что получится, но по факту далеко не всегда получается. В
этом ничего страшного нет, в киноиндустрии точно так же.
– Можно сказать, что вы оказались не готовы работать в условиях кризиса?
– Вовсе нет, наоборот. Все трудное время я был на канале, никуда не уходил и
старался в этих условиях использовать все таланты, возможности и ресурсы,
которые у меня были, более того, считаю, что получилось все очень даже – разве
по каналу не видно?
А цифры о чем говорят? У меня нет ощущения, что я мало сделал для канала.
Наверное, мог бы больше. Не все зависит от меня, так бывает.
– Вы случайно не на «Муз-ТВ» уходите?
– Ой, нет. Предложения поступают от коллег и друзей из разных компаний. Но
конкретное решение еще не созрело.
– В «ПрофМедиа» говорят, что ваш уход связан с личными причинами.
– Для меня телевидение и личная жизнь – две стороны одной медали.
– «Замужем за работой»?
– Так и есть.
– И оставили своего суженого, точнее – суженую...
– Нет. Знаете, нет. Мне сегодня позвонил Константин Эрнст, который, видимо,
прочитал новость, и привел мне отличную цитату Бенджамина Франклина. Он сказал:
«В отставке нет ничего плохого, если она никак не отражается на твоей работе».
Это абсолютно мой случай.
– Но все же должен быть какой-то повод?
– Конечно, есть много разных, но я предпочел бы сейчас каких-то причин и поводов
не называть, страница перевернута, лучше про будущее думать – гораздо
продуктивнее и интереснее.
– Ваша стратегия развития канала не совпала с тем, что думает о ней Акопов?
– Никогда не слышал от него, что он как-то по-другому видит развитие MTV.
– А что же тогда?
– Давайте уже закроем тему.
– Непонятно. Вы с такой радостью недавно давали интервью, рассказывали
об успехах и – вдруг...
– Успехи есть, мы – я и моя команда – ими гордимся.
– Чем больше всего?
– Тем, что отношение зрителей к каналу поменялось. Цифры – это всего лишь
количественное отражение (в кривом зеркале измерений) – того, что происходит с
каналом. Мне кажется, мы нашли верную интонацию в отношении бренда MTV. Я много
раз говорил, что он испытывает сложности. Та интонация, которую мы выбрали,
нашла отклик в сердцах зрителей. Это показывают последние качественные
исследования. Зрители стали по-другому думать о канале, воспринимать его. Это
долгий и непростой путь – поменять отношение аудитории к каналу. Мы его начали.
– Вы сами написали заявление? Или вас попросили?
– Нет, сам написал заявление и пришел с ним к Рафаэлю Акопову.
– И он сразу согласился?
– Мы обсуждали, я объяснил, почему ухожу. И после этого он согласился со мной.
Спустя какое-то время предложил мне пост члена Совета директоров, я думаю над
его предложением.
– Но обсуждать это публично вы не готовы.
– А зачем? Чтобы что? Это, во-первых, вопрос наших с ним взаимоотношений. А,
во-вторых, отчасти конфиденциальная информация, которая затрагивает интересы
бизнеса.
– И это не связано с планами «Муз ТВ» обновляться, расширяться?
– Нет. Но, безусловно, этот фактор на рынке существует, и МТV придется с ним
считаться.
– А что думают о вашем уходе американцы?
– Я с ними это не обсуждал. Мне трудно сказать, что они думают. Может, вы
спросите? Так даже объективнее получится
– По сути, они не знают?
– Ну да. Они же не являются моими работодателями, они – коллеги, которых я
сегодня проинформировал, написал письмо. Думаю, реакция будет адекватная. Мы
тесно и конструктивно сотрудничали, и приносили взаимную пользу.
– Что с вами будет завтра?
– Еще несколько дней я в компании. Мне надо передать дела. Роману Саркисову
(генеральному директору канала «2х2», который пока будет совмещать обе должности ), как я знаю, предложили исполнять обязанности гендиректора MTV. Надо
будет с ним встретиться, показать, рассказать. А дальше – его дело. Надеюсь, он
сможет продолжить восхождение.