Богушевская: Были комплексы, что не могу пробиться в «Песню года»
Ирина Богушевская – пожалуй, самый востребованный из независимых артистов, хотя ее путь к этому статусу был непростым. Богушевская играла в Студенческом театре МГУ, писала свои песни в воздушном жанре на стыке кабаре и босса-новы, честно мечтала стать форматной артисткой и участвовать в «Песне года».
Но даже сверхкомпромиссный альбом «Легкие люди» не приблизил ее к горячим
радиоротациям. Тем не менее, постепенно, с каждым годом поклонников у ее песен
становилось все больше – и пару лет назад их хватило, чтобы собрать
шеститысячный зал в Кремле. Ныне Ирина Богушевская активно гастролирует, но при
этом в отсутствие продюсера вынуждена сама контролировать весь процесс, а
альбомы записывать на средства бескорыстных спонсоров, любящих ее музыку. – Тяжело быть независимым, но популярным артистом? Или это, наоборот, кайф? – Это кайф, но это тяжело. Я иногда мечтаю о том, чтобы у меня был надежный тыл в лице людей, которые будут разруливать какие-то процессы. Да хотя бы организацию слайд-шоу. Или там эскизы костюмов. А с другой стороны, у меня есть комплекс не очень опытного руководителя, когда все хочется сделать самому, потому что лучше-то никто не сделает. Не могу делегировать ответственность, получается всегда ужасно. – У вас никогда не было жестких контрактов с лейблами? – У нас было прекраснейшее сотрудничество с «Мистерией звука». Они просто покупали готовый продукт, и всё. Они туда ничего не вкладывали, никак его не продвигали – просто продавали то, что уже сделано. Правда, однажды они оплатили запись и съемку презентации «Нежных вещей», очень красиво все смонтировали и выпустили. – Деньги эти продажи какие-то артисту принесли? – Тогда еще было возможно разговаривать о гонорарах, так что у меня был гонорар за этот диск. Знаю, что на первом же концерте, продавая диск «Нежные вещи», они отбили десятку. Думаю, они не пожалели об этом сотрудничестве. – Учитывая настоящее состояние индустрии, о гонораре за диск большинству артистов придется забыть? – Страна устроена сейчас так, что в ней удобнее всего тем, кто тырит. Не тем, кто рисует мультики, записывает альбомы, снимает кино и пытается все это как-то продавать. Удобнее тем, кто стырил и сразу продает. Всё заточено под них, всё организовано так, что им хорошо. Были же смешные ситуации, когда на три дня саммита в Питере исчезли все пиратские лавки. Потом они по мановению волшебной палочки опять открылись. То есть как-то с этими людьми, оказывается, можно договариваться. Адреса заводов, где печатается контрафакт, известны. – Вместо этого борются с потребителями, стыдят их и просят не покупать пиратские диски. Да как же не покупать, если продается? – Понятно, что это миллиардный бизнес, страшно выгодный. И пока так будет, ситуация не поменяется. С другой стороны, в Америке нет дремучего пиратства, а дисков всё равно продается меньше. Значит, это отражение какой-то глобальной тенденции. Это не только наша проблема, а особенность современного этапа развития человечества. Что за этап такой интересный, что с музыкой происходит? Раньше для того чтобы заниматься музыкой, ты должен был быть героем. Чтобы сделать запись, ты должен был проникнуть в эти святилища, в студии, найти бюджет. Чтобы увековечить свое творчество, ты должен был пройти, как герой сказок, какие-то инициации. Тебя пугали, варили в котле с кипящим молоком, и если ты все это прошел, то тебе бонус – вот, выходит пластинка, и дальше пошло-поехало. Сейчас ситуация принципиально иная – произошла дегероизация процесса. Ты сидишь дома, ваяешь музыку на компьютере, выкладываешь ее на MySpace – и, пожалуйста! Миллионы людей этим занимаются. Вал, цунами! Предыдущая ситуация разрушена. В мире стало слишком много музыки. – Я писал в одном из постов, что те новые герои, которые получили даже миллионы просмотров в сети, все равно не могут пробиться в шоу-бизнес без привычных инструментов. Без контракта с лейблом, организации концертов вся эта дегероизированная деятельность остается разовым приколом. Посмотрите, они же каждую неделю меняются, эти новые герои. – Я пропустила эту колонку, но вообще стараюсь читать такую аналитику, потому что хочу понять, как из этой ловушки выходить. Публика меня пинает: делай альбом. Но вся традиционная производственная схема вроде бы разрушена… С другой стороны, опять появляются рейтинги лучших вышедших альбомов. Индустрия не готова отказаться от этих форм, какая-то жизнь по-прежнему происходит именно в них. Вот, скажем, если мы будем выкладывать материал потреково, я как-то не представляю себе это соревнование за звание лучшего трека.
– Я тоже думал об этом. Пластинки по понятным причинам выходят все реже, жанр
рецензии обесценивается. Но чем его можно заменить? Альбом – это в любом случае
какой-то этап в творчестве артиста, предмет для наблюдения, обсуждения, оценки.
Какой смысл в рецензировании отдельных треков? Это либо «ах, какая
хорошая/чудовищная песня, давайте подождем альбома», либо, «с этим хитом можно
год гастролировать и не париться ни о каких альбомах». |