«Пелагея» - «Тропы»
Покряхтывания перегруженных процессорами нойзовых гитар, традиционная ритм-секция и прозрачный чистый вокал самой голосистой отечественной певицы – таков полноценный альбом Пелагеи, раздухаристо выплеснутый в Интернет безо всяких серебристых кругляшков CD.
Интернет-релиз. Tropos.pelagea.ru, 2009. Хозяйка группы Светлана Ханова называет это новогодним подарком для поклонников «Пелагеи», и это без скидок радикально смелый шаг – даже копейки денег музыканты не просят, как завелось в последнее время у «Аквариума», «Колибри» и других прогрессивных. CD выйдет только в марте 2010 года, причем совсем не на том лейбле, где полгода с лишком назад вышел сингл «Тропы», и выйдет двойным CD, то есть со стимулирующими к покупке бонусами. Впервые в дискографии Пелагеи появился альбом, где из 12 песен – 7,5 авторских. 7,5 – потому что в последнем треке активно использована чудная тема Сергея Рахманинова из «6 музыкальных моментов для фортепиано, op.16» (1897). Впрочем, и в акапелльных «Тропах» - блистательная самодостаточная трактовка классической темы. Отчасти заметно влияние Инны Желанной, но Пелагея, певица от Бога, создает нежное рукотканое полотно высочайшего художественного качества, вместив в 5 минут звучания былинные распевы, божественно красивые вокализы, размышления о судьбе и покаянии. Альбом получился неровным по интонациям, - масштаб дарования Пелагеи столь велик, что ей хочется охватить как можно больше тем, жанров, эстетик. Иногда это приводит к провисам, но сам творческий голод артиста заслуживает самых добрых слов. Умению гитариста Дешуры пользоваться процессорами и наследием брит-попа в альбоме «Тропы» нашлось наконец-то уместное приложение. Феерический некомпрессированный и нетюнингованный вокал Пелагеи выдвинут вперед, и многочисленные гитарные пады, поскрипывания, риффы и хрипы остаются где-то на заднем фоне, где прекрасно себя чувствуют. В некоторых песнях звучат этнические инструменты – хакасский бубен, армянская дудочка, окарина и другие, но очень скупо и уже далеко за гитарными облаками. Пожалуй, именно аутентичного звука народных инструментов отчаянно недостает в этих аранжировках. «Ой, да не вечер», «Мамина Босанова» (под названием просто «Босанова»), «Голубушка» и «Мамка» уже выходили на сингле, и про них стоит только упомянуть, что использование во вступлении к «Вечеру» мелодии «Hotel California» от Eagles все-таки упрямо и некрасиво осталось, хотя и значительно приуменьшилось в размерах. Впервые Пелагея обратилась к исторической тематике. В песне «Оборотень-Князь» речь идет об излюбленной фэнтези-писателями фигуре полоцкого князя Всеслава Брячиславича. Любопытно, что когда-то песню на эту тему и под похожим названием «Оборотень» выпустила группа «Мельница», и при всем несходстве вокала Хелависы и Пелагеи найти аранжировочные параллели просто. Возможно, это не самая яркая песня альбома, но сам посыл стоит внимания. «Полночный всадник», впервые одухотворенно спетый на летнем концерте в Зеленом театре, появился на альбоме в многосложной аранжировке и с обилием избыточных гитарных «фишек». Интереснее другое – Пелагея впервые поет в откровенно эстрадной манере, чем-то напоминающей Пугачеву 80-х, с акцентировкой на предельно широкие гласные «а». Плясовые песни – «Старики», «Деревня» - тот самый разудалый русский фолк-рок, которого всегда ждут от Пелагеи, и они очевидные удачи. Некоторые сомнения вызывает мужские бэк-вокалы – увы, вокальными данными барабанщик Дима Зеленский (он поет чаще всего), Дешура и басист Савиных напрочь обделены. А разговорное вступление к «Деревне» вызывает странноватые ассоциации с ролью Сергея Безрукова в псевдо-деревенском сериале «Участок». Вообще, задержка с выпуском альбома сыграла недобрую шутку с музыкантами. Как истовые перфекционисты, они засели в студии, и искренно добивались наиболее совершенных аранжировок. Но, как часто бывает, на выходе большинство аранжировок выглядят вымученными и перемудренными. Наиболее свежо и естественно звучат как раз те 4 песни из сингла… Все искупает, конечно, вокал Пелагеи, но сколько уж можно за него прятаться. Колыбельная «Дрема» сыграна просто, ухищрения по части звукоизвлечения элегантно запрятаны вглубь под обычный перебор акустической гитары, и – несомненная удача и самой Пелагеи, и Дешуры как автора музыки и «главного по тарелочкам». Безусловно, альбом «Тропы» станет заметным релизом года, и украшением дискографии «Пелагеи». Пелагея повзрослела, и этот факт нельзя отменить. Эксперимент с вливанием авторского материала явно удался. Избыточность и вымученность некоторых аранжировок – всего лишь этап большого пути, на котором Пелагея Ханова с мамой и музыкантами ищут новый небывалый звук и новые интонации. И уже многие черты будущего прозрачного саунда уже проглядываются в этом незаурядном альбоме. Оценка: 8.5 из 10. |