Немногие знают, как выглядит внешне Александр Шевченко, а его песни в исполнении Алсу ("Зимний сон", "Весна"), Алены Свиридовой ("Розовый фламинго") и других популярных артистов любят во всем СНГ.
Александр и сам пытался петь, создав группу "Дежавю", и даже выпустил
дебютный альбом. Дефолт 1998 года перечеркнул все его творческие планы. Певцу и
композитору пришлось писать песни для других артистов, заниматься их
менеджментом. Благодаря успешному сотрудничеству с Алсу Александр стал успешным
бизнесменом и решил возобновить свою сольную карьеру. Он выпустил первый диск,
который записал в Швеции вместе с музыкантами групп "АББА" и "А-ХА"... Песню из
нового альбома Шевченко презентовал на шоу Аллы Пугачевой "Рождественские
встречи", которое прошло в Киеве.
"АЛЕНУ СВИРИДОВУ Я ВЗЯЛСЯ ПРОДЮСИРОВАТЬ В 1992 ГОДУ"
- Очень мало российских звезд стали участниками "Рождественских встреч" Аллы
Пугачевой в Киеве. Среди гостей либо близкие родственники, либо друзья. Вас она
тоже по блату пригласила?
- Отбор артистов - всегда чисто субъективное мнение Аллы Борисовны, -
рассказывает "Фактам" Александр. - Поэтому все в этом шоу участвуют по блату. Пугачева пригласила
меня еще летом, когда мы записывали на радио "Алла" двухчасовое интервью.
"Шевченко, ты самый избалованный из всех музыкантов", - сказала она тогда.
"Почему?" - спросил я. "А чего ты мне песню до сих пор не написал?" - спросила
Алла Борисовна. Теперь вот задумался. Надо спешить. Мы знакомы давно, работали
вместе. На "Рождественских встречах" в 1997 году с Кристиной Орбакайте так
задорно отплясывали под мою песню "Будет все, как ты захочешь...". Тогда я
только выпустил первую пластинку.
И вдруг через год грянул дефолт. Созданному мной коллективу "Дежавю" выжить в
таких условиях было крайне тяжело! Накрылась компания звукозаписи "Союз", ушли
на дно спонсоры, концертов не было... А нужно же платить за съемную квартиру,
семью кормить. И как раз в этот момент позвонил мой товарищ Валера
Белоцерковский: "Саня, у меня есть такая девушка! Ты должен написать для нее
что-то необыкновенное!" Дал мне послушать ее запись. Голос низкий, очень
чувственный. Сначала я подумал, что это поет взрослая женщина, но оказалось, что
певице всего 15 лет. Этой девушкой была Алсу. Через месяц я написал для нее
первый хит "Зимний сон", а потом "Весна", "Иногда", "Вместе и навсегда". Мы
помогли ей стать популярной певицей. После первого же тура зрители выдали ей
ТАКОЙ кредит доверия, как в свое время Алле Борисовне.
- Вы так пафосно говорите, но голос у Алсу, мягко говоря, не очень сильный.
- Не мощный, но очень красивый! У Марка Бернеса голос тоже не отличался особой
силой, но как он говорил! Главное, что Алсу поверил зритель.
- Честно говоря, кажется, что больше ей помогла все-таки финансовая поддержка
отца.
- Это немаловажный факт. Но одновременно с Алсу запускалось множество проектов,
в которые вкладывали гораздо больше денег. И кто сейчас вспомнит об этих певцах?
В случае с Алсу это была не прихоть или развлечение, а настоящая работа.
Девочка, учившаяся в колледже в Лондоне, при первой же возможности летела в
Москву не к маме с папой, а в студию, где ее ждали чужие дяди и тети. Здесь мы
проводили по 10-12 часов: записывали песни, делали аранжировки...
Так она полетала несколько месяцев, а потом вдруг приехала на студию, постояла
полчасика и говорит: "Можно, я сегодня петь не буду? Что-то не хочется".
Собралась вся команда (почти двадцать человек), и я сказал: "Вот эти люди
готовили песню, завтра они должны снимать клип и ехать на гастроли. Если не
хочешь серьезно работать, чтобы стать певицей, - иди. Ведь для нас музыка - это
профессия, которая нас кормит, а не развлечение. Ничего другого у нас нет".
После небольшой паузы она сказала: "Я поняла. Буду певицей".
- Все-таки вы вынудили ее стать певицей?
- Алсу пела давно: для себя, на семейных праздниках. Как-то на свадьбе брата она
исполнила песню из репертуара Уитни Хьюстон. Гости пришли в восторг. Один из них
сказал Ралифу Сафину: "Надо же, какой голос у вашей дочки! Хотите, покажем ее
моему знакомому продюсеру?" Этим продюсером и оказался мой друг Валера
Белоцерковский. Он тогда занимался Вадиком Бойковым и был страстным фанатом моей
группы "Дежавю". Мы начали сотрудничать. Помню, когда писали "Зимний сон" -
первый большой успех - в студию пришла Ирина Аллегрова. Послушав, она очень
расстроилась: "Саш, ну чего ты такую песню отдал этой девочке? Она же слабенько
поет! А я бы "порвала" страну!" Но мне кажется, что не было бы песни "Зимний
сон", если бы ее исполнила Ирина.
- Точно так же, наверное, не было бы и "Розового фламинго", который исполнила
Алена Свиридова?
- Свиридову я взялся продюсировать в далеком 92-м только потому, что Алена -
единственная девушка на эстраде, написавшая все свои песни сама! Сочиняла она
также и для Саши Маршала. Когда у меня появился текст песни "Розовый фламинго",
я понял, что только Свиридова может ее исполнить. Она даже шутила по этому
поводу: "Раньше я была овцой, а теперь стала фламинго". По окончании нашего
контракта мы остались добрыми друзьями. И сейчас дружим семьями, вместе проводим
праздники и удивляемся, как нам тогда без денег удалось раскрутиться. Клип сняли
почти за копейки, хотя была проделана серьезная работа: с подводными съемками в
бассейне, саксофонистом и масштабными декорациями. Потратили всего девять тысяч
долларов. Раньше работали ради того, чтобы показать классное шоу. После того как
продюсирование стало бизнесом, все вдруг захотели ездить на "мерседесах". В
первую очередь думают о деньгах.
"АЛСУ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ПАХАЛА, НО ПОТОМ ЕЙ ВСЕ НАДОЕЛО. ЗАХОТЕЛОСЬ ЛЮБВИ,
СЕМЬИ"
- Вы же тоже рассчитывали хорошо заработать, занимаясь раскруткой Алсу?
- На самом деле мы не разбогатели. У меня, например, была стабильная зарплата -
тысяча долларов в месяц. Не так уж много. Отец Алсу изначально не хотел баловать
нас, решил, что проект должен приносить деньги. Девочка из такой богатой семьи
могла позволить себе не работать, а она стала паровозом, тащившим за собой
огромный состав. Ведь это был сумасшедший труд! Особенно после того, как
начались гастроли по маленьким городкам. Правда, вопрос быта у нас был решен.
Компания "ЛУКОЙЛ", в состав руководства которой входил отец Алсу, могла
позволить многое: нас всегда встречали, селили в хорошие гостиницы.
- Ваша команда начала распадаться в 2002 году?
- Валерка ушел, потому что ему недостаточно было денег! Как мы ни старались,
проект Алсу не окупил себя. Во главе его все-таки стояла фигура отца. А он
хотел, чтобы дочь зарабатывала как бренд, а не как исполнитель на концертах.
Нужен был хороший управленец, который бы искал выгодные контракты.
- Нашли?
- Мы подписали выгодный контракт с японской компанией, с французской маркой
бытовой техники, а также - со студией звукозаписи "Юниверсал". Алсу
по-настоящему пахала. Первой из российских исполнителей заняла престижное место
на конкурсе "Евровидение". В 2000 году в Стокгольме была второй. А потом ей
вдруг все надоело. Она устала. Ей захотелось любви и семьи. Все-таки девушка
выросла в большой дружной семье, в которой были свои принципы: до замужества
слушать отца, после замужества - мужа. Так она и поступила. И чувствует себя
счастливой.
- Она уже не гастролирует?
- Все свое время Алсу посвящает семье. Не выступает с концертами. Ее пластинка,
записанная год назад, потерялась среди множества других.
"ЗАПИСЬ ОДНОЙ ПЕСНИ С ИЗВЕСТНЫМ МУЗЫКАНТОМ СТОИТ ПРИМЕРНО ДЕВЯТЬ ТЫСЯЧ
ЕВРО"
- Сейчас вы не сочиняете для нее?
- Я пишу для себя. 12 лет отдал Алсу, на гастролях был ей и за маму, и за папу,
и за продюсера. Алсу я видел гораздо чаще, чем свою дочь. За это время у меня
скопились новые песни, которые решил исполнить сам.
- В кризисное время не опасно запускать новые проекты?
- Видимо, я и есть тот самый антикризисный менеджер и автор. Именно в тяжелые
времена у меня рождаются лучшие песни. Понимаю, что как артисту придется
начинать с нуля. Меня мало кто помнит в лицо, но мои песни поют. И это главное.
Ведь сейчас развелось множество звезд, личную жизнь которых люди обсуждают, а
песен не знают. А я хочу, чтобы зал подпевал вместе со мной.
- Вы так и не имеете музыкального образования?
- Сам не знаю, как у меня получается писать. Моя мама - преподаватель музыки -
заставляла играть на пианино, но я все время брыкался, убегал на занятия
спортом. Так продолжалось, пока не получил серьезную травму позвоночника. На
некоторое время я оказался прикован к постели. И вот тогда, в 12 лет, написал
свою первую песню. Ребята приходили проведывать меня с гитарой. Я научился
перебирать струны, а со временем стал сочинять. Это нравилось девочкам и
подстегивало меня на создание новых шедевров (смеется). А потом решил заняться
музыкой серьезно: закончил вечерние джазовые курсы при Ленинградском музыкальном
училище имени Мусоргского. Это дало возможность грамотно писать музыку.
- Новую пластинку вы записали вместе с музыкантами групп "АББА", "А-ХА",
знаменитой певицей Селин Дион. Это, наверное, очень дорогое удовольствие?
- В среднем запись одного трека "под ключ" стоит примерно девять тысяч евро. Это
ПРИЛИЧНО, если учесть, что в альбоме 11 песен. Познакомиться с этими людьми и
немного уменьшить цену мне помог друг Леонид Гуткин. Не путайте с буквой "д" в
середине слова!
- Это так принципиально?
- Как показывает жизнь, очень (смеется). Как-то бабушка моей школьной подруги,
услышав эту фамилию, спросила: "Дочечка, у него в фамилии в середине "т" или "д"?
Если "д", ты к нему больше не ходи!" - "Т", бабушка!" - "Ну, тогда мальчик из
приличной семьи". Так вот, у этого мальчика из хорошей семьи в Швеции есть
студия, где мы и поработали. После Нового года отправляемся в тур по России, уже
запланировано 150 концертов! Люди покупают билеты. Я не мечтаю о гонорарах в 20,
30 или 50 тысяч евро. Богатые корпоративы разбаловали артистов. За возможность
похлопать по плечу платят больше, чем за настоящее творчество. Олигархи вызывают
к себе Мадонну или Селин Дион.
- Вас не вызывают?
- Где-то год назад я играл на большом "Миллионер-шоу" вместе с известным
музыкантом Крисом де Бургом. Просто пели под гитару перед толстосумами. Скажу
вам честно, мой гонорар почти не отличался от вознаграждения, которое получил
Крис. Не жалуюсь на жизнь. Я счастливый обладатель квартиры в бельэтаже на
Патриарших прудах в Москве и дома в горах, имею свою долю в звукозаписывающей
студии в Лондоне. Я обеспеченный человек, который может позволить себе разводить
лошадей. А летом мы с семьей перебираемся в дом, расположенный на Черноморском
побережье Кавказа. Вот к Рождеству подарочек получил. Авторские за первый альбом
составили 150 тысяч долларов. Я никому ничего не должен, полностью занят
творчеством.