«Оргия Праведников» - «Для тех, кто видит сны. Vol.1»
Старая песня Сергея Калугина с рефреном "Ничего нет прекраснее смерти" (если бы не была уже записана ранее, причем дважды) как нельзя лучше возглавила бы этот альбом, пронизанный духом самурайской героики и вдохновленный подвигом японских камикадзе Второй Мировой войны.
CD. «Оргия Праведников», 2010. На обложку вынесено высказывание одного из главных создателей движения летчиков-смертников, вице-адмирала Такидзиро Ониси (наряду с цитатой Егора Летова), а на буклете участники коллектива с тронутыми инеем лицами строго смотрят на вас, выглядывая из летных шлемов. Вот только с черепом, отчасти похожим на тыкву с Хэллоуина, отчасти на недавнюю афишу группы The 69 Eyes, переборщили - какой-то совсем трэш получается. Впрочем, сути альбома это не меняет. Рецепт создания мощных и монументальных музыкальных полотен, которые разворачиваются перед слушателем на новом альбоме, унаследован из прошлых работ группы. Лучшие традиции прогрессив-рока, сдобренные гитарным прямолинейным "мясом" в духе Rammstein и Sepultura, переплетены с академическими хоральными и симфоническими вкраплениями - кроме основного состава, на записи задействован целый сборный оркестр приглашенных музыкантов: струнная группа, труба, флюгельгорн, тромбон, классические певцы - сопрано, тенор. Периодически в песнях слышатся и элементы некого симфо-диско - прием был уже некогда опробован в композиции "Присутствие". А вот фолковая составляющая на этот раз отошла в тень. До поры до времени, надо думать. Первая и последняя композиция альбома будто замыкают некий смысловой круг. "Гимн", написанный Сергеем Калугиным еще в середине 90-х, до "Оргии праведников", открывает диск, получая, как и следовало ожидать, мощный полифонический колорит, хоть местами и спорный. А завершает альбом не менее помпезная композиция "Вперед и вверх!" - гимн и любви, и смерти, и смерти в любви одновременно. Исповедь Такидзиро Ониси, которому посвящена вещь, страшна и бескомпромиссна. Его начиненный смертью самолет - зловещий посланник из одного мира в иной: "Во мне полтонны пробуждающей весны, Для тех, кто спит во мгле, для тех, кто спит и видит сны..." Да и по всему альбому Любовь и Смерть у музыкантов идут рука об руку - под знаком причудливой миссионерской жертвенности, в которой "праведники" находят особое восторженное, поистине мистическое упоение. Что ж, никто у них этого права не отнимал. Путь долог, через огонь и лед (образ последнего проходит через весь альбом), награда - возможность раствориться в великом Абсолюте, все объясняющем и все искупающем: "Становясь океаном, Сожалеют ли воды реки о своих берегах?". В единое по системе образов высказывание сливаются сразу несколько вещей: "Путь во льдах", "Дорога ворона", "По тонкому льду", "Огонь и я", что на наш взгляд, даже несколько избыточно. Но этому блоку предшествует настоящий шедевр альбома - композиция "Тhе catcher in the rye" ("Над пропастью во ржи") - где идейные и музыкальные козыри новой работы "праведников" наконец находят наиболее емкую, отчетливую выразительную форму. Мощный, понятный рифф, завораживающее соло трубы, проникновенные слова - пожалуй, самая большая (наряду с "Гимном") поэтическая удача Сергея Калугина на этом альбоме. «Белое на белом» - еще один гимн, на этот раз Художнику, творящему вне зависимости от социально-культурной конъюнктуры. Насквозь ироничная "Школа мудрости", выполненная, по самоопределению авторов, в стиле панк-барокко, сильно выбивается из общей тональности пластинки и, пожалуй, ее даже разрушает. Кроме того раньше, в виде легкого игривого менуэтика, она была все же выразительное. И еще одна вещь, мимо которой не пройти никак - "Скименъ". Скрестить трэш-металлическую рычащую манеру пения, поддержанную соответствующим гитарным варевом, с текстом на старославянском - это вам, знаете, помощнее "Фауста" Гете будет, что называется. Как признается гитарист группы Алексей Бурков, выступивший на альбоме в роли продюсера, "сначала песня задумывалась как серьезная, потом как прикол, а когда все было закончено, то поняли, что это уже совсем не смешно". В таких же противоречивых чувствах остается и слушатель. Предыдущий релиз группы был посвящен "уходящему солнцу героев". А что делать герою, когда ему не остается места для подвига, а его миссия подло обесценена? Очевидно, совершить харакири или направить свой горящий самолет в самодовольное лоно врага. Оценка: 8 из 10. |