Покорит ли Петр Налич Евровидение?
Вот и на улице хипстеров и мемов случился праздник. На ритуально проклинаемый в оной среде конкурс подал заявку интернет-феномен Пётр Налич и, к удивлению даже самих хипстеров, выиграл национальный отбор. Теперь хулителям Биланов и Киркоровых срочно приходится изучать историю конкурса и вникать в самые попсовые расклады сил.
Например, прогрессивную общественность станет интересовать, проголосует ли за Налича Босния, раз дед артиста был боснийцем и пел в Сараевской опере. И как к этому относятся прочие балканские страны? И заодно — пошлёт ли Налич куда подальше привычных евровидийных монстров, фига в кармане-то у него обеспечена. По правде сказать, иной раз диву даёшься — где продвинутая общественность расслышала в насквозь эстрадно-попсовой деятельности Петра Налича сколь-нибудь прогрессивный элемент? Если он в своём эстрадном деле и ориентируется на кого-то, так это на мэтров эстрады 60-х. Можно себе представить, как старательно этот парень пытается походить на Энгельберта Хампердинка или Валерия Ободзинского. Примерно на них в своё время учился и Филипп Киркоров, в котором те же хипстеры видят едва ли не врага номер один. Кстати, песню Lost and Forgotten, подготовленную для «Евровидения», очень легко можно представить себе в исполнении Филиппа. У него тоже, представьте себе, балканские корни! Уважать Налича стоит вовсе не за надуманную прогрессивность, а за независимость. От успеха прикольного клипа на YouTube до успеха гастрольной деятельности — дистанция огромного размера. Преодолеть её в России удалось одному только Наличу. Распил бюджета или распил истины? И всё-таки, как ни крути, нынешний национальный отбор на «Евровидение» стал сенсацией сам по себе. За последние годы публика и эксперты привыкли, что последнее слово остаётся за большими чиновниками. Поскольку отборами занимаются два главных телеканала страны, то выбор чаще всего делается чиновниками именно этих каналов. Достаточно вспомнить прошлогоднюю скандальную историю с неожиданным появлением и победой на отборе Первого канала «фабрикантки» Насти Приходько. Несмотря на очевидные достоинства этой девушки, её столь же очевидно некорректно поставили в доминирующее положение. Примерно тем же занимался в своё время и канал «Россия», так что в белых одеждах походить не удалось никому. И вдруг в 2010 году «Россия» решила сделать честный отбор. В списках появились совершенно неизвестные имена, в полуфинале из списка исчезло ещё несколько известных имён… В результате эфир прайм-тайма на «России» заняли артисты, из которых только имена Панайотова и Налича что-то говорят широкой аудитории. Такие фокусы бывали и раньше, веры в действительно открытое и честное голосование не прибавилось ни на йоту. Тем более что за половиной списка всё равно стояли либо серьёзные финансы, либо мощные продюсеры. И всё-таки оно случилось. Сомнений в том, что нынешнее голосование оказалось на редкость честным, нет ни у кого, кажется. Главный продюсер развлекательного вещания ВГТРК Геннадий Гохштейн, отказавшись от денег спонсоров и протеже, создал невероятный по нынешним временам прецедент. И рискованный. Риск — благородное дело? Совершенно понятно, что Музыкальный коллектив Петра Налича не вписывается ни в какие европейские форматы, кроме художественной самодеятельности. И первые язвительные насмешки на сайте самого конкурса и англоязычных интернет-форумах уже появились. Совершенно непонятно, за чей счёт будут организованы обязательные промотуры по Европе — музыканты вряд ли имеют финансовые ресурсы для таких турне, а государственная телекомпания — бюджет на подобные траты. Красивая история о том, как интернет-феномен вдруг едет на «Евровидение», требует неустанной пиар-поддержки, которой некому заниматься. Можно вспомнить историю 2008 года, когда оригинальный французский инди-артист Себастьян Теллье остался полностью не понятым телеаудиторией, которая ничего о нём не знала. Да и у самой России был опыт отправки на «Евровидение» инди-артиста, и тоже неудачный. В 2001 году Первый канал (тогдашнее ОРТ) отправил на конкурс «Мумий Тролль». Вообще ничего не знавшая о нём европейская публика сочла его неудачной калькой с успешно выступившей в 2000 году латвийской группы Brainstorm, и никакие ужимки Лагутенко не смогли переломить фактор обыкновенного непонимания. Стоит вспомнить, что это для России успех артиста «из интернета» является исключительным и Налич — единственным в этом роде. А в Европе получить известность в интернете — дело самое обычное. Учиться, учиться и ещё раз… Способна ли песня Lost and Forgotten растопить сердца европейских зрителей и профессионального жюри? Сам трек активно напоминает знаменитую балладу Scorpions — You and I. И хотя прямым плагиатом такое сходство назвать никак нельзя, осадочек остаётся. Сам Налич, хотя несколько лет активно занимается классическим вокалом, по-прежнему поёт непрофессионально поставленным голосом, утопающим в глотке. И самая большая беда молодого артиста — практически полное отсутствие интонирования и тембровых окрасов. Это особенно заметно на его сольных концертах — Налич «голосит» от начала до конца, невзирая на содержание песен, на полную катушку. Никаких нюансов и полутонов. Шёпот или субтон вообще отсутствуют в его арсенале. Впрочем, на спринтерском забеге с трёхминутной песней этот недостаток может быть вполне незаметен для телевизионной аудитории. Плюсом может стать и способность Налича к обучению. Если сравнить исполнение всё той же Lost and Forgotten на февральских клубных концертах Налича и его выступление на национальном отборе, исполнительский прогресс очевиден. Напомним, что в Осло российскому участнику придётся начинать с первого полуфинала в группе, куда вошли Сербия, Албания, Польша, Бельгия, Белоруссия, Латвия, Македония, Португалия, Мальта, Молдавия, Исландия, Босния и Герцоговина, Словакия, Греция, Финляндия, Эстония. Толика балканских стран и толика бывших стран СНГ, у Налича даже формально весьма высокие шансы на выход в финал. А вот дальше Петру Наличу придётся вспомнить о своих наполеоновских планах стать мировой звездой. И петь так, как он ещё ни разу не пел. Гуру КЕН, для издания "Частный корреспондент" |