Он бунтарь. Провокатор. При этом образцовый семьянин. Порой кажется, что многие кумиры поколения сотканы из противоречий. Но Гарик Сукачев, напротив, персона цельная - со своей особой философией.
- Игорь Иванович или Гарик - как к вам лучше обращаться?
- Можно и так и так. Домашние, например, зовут меня только по имени, -
рассказывает «Аргументам неделi».
музыкант - А Гариком давным-давно стала называть моя тетя Зина - сестра
отца. На первых афишах группы «Бригада С», кстати, было написано Игорь Сукачев.
А потом кто-то стал писать Гарик. Так и пошло. Потому это для меня
непринципиальный вопрос.
- Помнится, в 80-х «Бригада С» была запрещенной группой...
- И у меня даже возникало желание уехать из страны. Достала нервотрепка,
связанная с ментами и КГБ. Я собирался отправиться на Запад. Был бы там,
наверное, таксистом или развозил пиццу. В то время была даже целая схема
разработана, как уезжать из Союза...
- Перестройка дала надежды на кардинальные перемены, и вам не пришлось менять
идеологию...
- Если вам нужна идеология - идите к Шевчуку. Православие - к Кинчеву. Если
нужны трепетные чувства, идите к Земфире, она вам лучше других о них расскажет.
А у меня никакой идеологии нет.
- Как-то вы назвали Есенина рок-н-ролльщиком...
- Рок-н-ролл - состояние души. И не обязательно для этого играть на гитаре.
- Действительно, эту философию можно и через кино демонстрировать. Кстати, что
происходит с вашей кинокартиной «Дом Солнца», где вы выступили в роли режиссера?
Этот фильм с бюджетом в 4,8 миллиона долларов должен был выйти на широкий экран
еще два года назад...
- Существует много причин, по которым картина не выходила в прокат. Они
объективные и финансовые. Меня, например, не устраивали монтажные правки
продюсера и предложенный хронометраж. Но любое кинопроизводство - почти всегда
противостояние. Мне пришлось быть бескомпромиссным. Хотя теперь я рад, что мы
этот кризис преодолели и все друг друга поняли. Ведь если художник рискует
только своими амбициями, то продюсер - деньгами.
- Вы забыли сказать, что рисковали не только амбициями, но и актерами. Зачем
заставляли их попрошайничать на Арбате?
- Это нормальная ситуация, чтобы актер мог лучше вжиться в роль. Поэтому
подстраховки не было. Все как в жизни, по-настоящему. Актеры зарабатывали себе
деньги, чтобы доехать без особых средств, «на собаках» до Питера. Добрались они
туда за сутки, но опыт получили колоссальный.
- Думаете сегодня, когда кассу собирают трехмерные блокбастеры, кому-то будет
интересен фильм о хиппи?
- Я просто хотел показать сегодняшнему поколению: кто такие хиппи, как они
одевались, какую музыку слушали. Это кино будет интересно зрителям моего
возраста. Вспомнят самих себя и скажут своим детям: «Вот посмотрите, какими мы
были раздолбаями». Будет интересно и молодым - как я понял, общаясь с молодежью
на съемочной площадке.
- Если не ошибаюсь, в этом фильме вы работали вместе со своим сыном. Он
занимался первичным монтажом...
- Александр - профессионал. Он учился в Англии, где после второго курса выбрал
специализацию «режиссер монтажа». Теперь поступил в академию Лос-Анджелеса. Так
что это было нормально предложить ему подобное участие.
- Говорят, в Красноярске вашим именем назвали проезд. Как вам подобные
«регалии»?
- Очень сильно почему-то испугался. Ведь я живой еще. А мне уже памятник
воздвигли. Вначале, правда, решил, что это шутка. Но когда мне показали
доказательства - был в очень странных, смешанных чувствах. Нужно еще пережить
время, чтобы остаться самим собой, заслужить такой высокой чести. Табличка с
указанием этого проезда хранится у меня в рабочем кабинете. А в Красноярске мне
пообещали: «Когда вы умрете, тогда вашим именем назовут и улицу!»
- Видите, как современники ценят ваше творчество! Кстати, задам сакраментальный
вопрос: русский рок умер или деградировал в роко-попс?
- Скорее он переживает, как и все вокруг, глубокий кризис, спад. Вот смотрите -
в конце восьмидесятых рок-группы начали расти как грибы после дождя. И этот
взлет длился вплоть до середины девяностых. Именно тогда появились Земфира,
«Ночные снайперы», Илья Лагутенко. Потом все пошло на спад, и вот уже много лет
мы не видим новых, интересных артистов. Возможно потому, что музыка развивается
циклично, волнообразно. Я все жду, когда смогу вновь удивиться кому-то новому на
эстраде. Кроме того, сейчас беда с изменением музыкальных форматов, из-за чего
мало что выпускается интересного.
- Не то что двадцать с лишним лет назад, когда вы организовали концерт «Рок
против террора», на котором состоялось одно из первых в СССР публичных
выступлений в поддержку секс-меньшинств. За последующие 20 лет они, по крайней
мере на сцене, превратились в большинство. А ваше отношение к ним не изменилось?
- Мое отношение к свободе никак не изменилось. В ту пору, а это был 1989 год,
стоял вопрос не о сексуальной ориентации, а о новой Конституции, свободном
обществе. Мы выступали прежде всего против уголовного преследования
гомосексуалистов. Мое же личное отношение к ним здесь никакой роли не играет.
- Вы вот уже около 25 лет в браке...
- И счастлив. Для меня семья и по сей день - самое главное. Жена - как солнце,
воздух, вода, хлеб - явление естественное и необходимое. Она поддерживает меня
во всем. Вот этого понимания я и желаю каждому. Тогда, того и гляди, жизнь у
многих наладится!