Тувинский шаман Ооржак нашел новое звучание с "Safety Magic" и Pan Asian Ensemble
28 марта в центре «Дом» прошел вечер этнических импровизаций в необычном составе. Потомственный тувинский шаман и мастер горлового пения Николай Ооржак выступал вместе с «Паназиатским ансамблем» и этно-джаз-рок группой «Safety Magic». Результат получился также непривычным.
Николай Ооржак давно известен в музыкальных кругах Москвы. Он часто приезжает из родного Кызыла, дает мастер-классы по горловому пению и игре на бубне. А самое главное, дает концерты и записывает диски с хорошими музыкантами. Например, пару лет назад из концерта в «Доме» вместе с ансамблем ударных инструментов Михаила Жукова получилась превосходная пластинка world-музыки. Теперь вот Ооржак встретился с очень качественной концертной группой «Safety Magic», и решил выступить с ними вместе. К ним присоединились фантастические музыканты из Pan Asian Ensemble (ранее известного как экспериментальная группа «Ва-Он»), специализирующиеся на свободной импровизационной музыке на японских, китайских и прочих восточных инструментах. Ооржак очень метко сказал перед началом концерта: «Вот сегодня будут музыканты, которые играют свободно, а потом музыканты, которые играют более аккуратно». Николай Ооржак начал концерт с сольных номеров. Его конек – разнообразные стили горлового пения, каковых насчитывается от десятка до трех десятках. Смотря, кто и как считает. Ооржак делит все жанры горлового пения на три основных. Низкий звук «Каргыраа», высокий звук «сыгыт» и мать всех звуков «хоомей». В свою очередь, есть еще 9 специальных звуков для открытия чакр. Все эти сложные термины и понятия разбиваются в прах перед простым живым музицированием. Потому что сразу понятно, что смысл всего занятия – сочетание обычного человеческого вокала и имитация звуков птиц, ветра и прочих природных радостей жизни. Всем этим искусством Ооржак владеет виртуозно. Иногда он поет сквозь варган, и тогда получается особенно «космический» тембр. Отличие от многочисленных других тувинских музыкантов потомственный шаман Ооржак формулирует просто: «Я пою народные истории». И действительно, он исполняет древние тувинские баллады и эпические сказания. Бубен, варган, колокольчики – в помощь истории, сюжету. Паназиатский ансамбль присоединился незаметно. Музыканты играют полностью импровизационную музыку, никаких квадратов и жестких форм. Гул литавр и ветры флейт. Виолончель создает нежные щипки, распространяющиеся сквозь нереальные потусторонние звуки сангрен. Затем звук нарастает, экзотические барабаны типа конгов начинают выстукивать ритм. К нему присоединяются тяжелые арпеджио виолончели и, наконец, хрипловатый голос Ооржака. Наконец, контрабас задает ритмический рисунок, а китайская цитра и никулинская диджериду – неповторимую атмосферу. Ооржак совсем недавно познакомился с этими музыкантами в московской консерватории, но уже вскоре должен выйти совместный диск Николая Ооржака и Pan Asian Ensemble. Услышанное на концерте позволяет предположить, что дальневосточные мотивы этого действа будут слышны достаточно выпукло. Остается дождаться выхода пластинки. Голос Ооржака скользит между привычных тональностей, и виолончель не сдерживается, тоже сползая в полутоновые глиссандо, и скользит вслед за голосом. Чем-то напоминая композицию произведений Шенберга, чем-то – Арви Пярта. Андрей Романика на ударных поначалу нащупывает ритм, потом уверенно задает полиритмическую структуру импровизации ансамбля. Солируют чжень и сюнь, но сочетание шумового авангарда и горлового пения дате совершенно непредсказуемые созвучия. После перерыва к музыкантам присоединился «Safety Magic». Собственно, часть музыкантов давно уж одновременно играет и в «Safety Magic», и в «Pan Asian Ensemble». Петр Никулин выдает на диджериду совсем ветряные свисты. Подключается нервная скрипка Назара Аманова и осторожный длинно-интервальный бас Миши Авшарова. Хрипловатый голос Ооржака приобретает новый контекст, голос расцветает в другой долине звуков. На фоне романтических наигрышей саксофона Ооржак применяет дрожащий тембр варгана, и снова – музыкальная удача. Такого звука мы что-то не слышали ранее, это находка. Наконец, пошли магнетизирующие квадраты бас-гитары, и устойчивый драйв нового дуэта Ооржака начался в полную силу. Электронные семплы Аркадия Марто насыщают звук плотностью металла. Иногда музыканты уходят в «неровные» размеры вроде 6/8, и снова возращаются к стандарту. Дановская тресс-гитара подключается овердрайвом, и музыка обращается в шумовой пейзаж. Насколько я понимаю, вскоре нам ждать выхода пластинки и этого дуэта, Николай Ооржак и «Safety Magic». Было бы непростительной роскошью отказаться от записи такого роскошного звука. Подождем. Вадим ПОНОМАРЕВ |