«С’оль» - «С’оль»
Альбом «С’оль» замечательной певицы Ольги Дзусовой наглядно показывает пагубность прямолинейного копирования западной хорошей музыки на наши неплодородные почвы. Отсутствие какой-либо адаптации достижений «Cranberries» к специфике звучания русского языка свело к нулю все ухищрения опытнейших музыкантов.
А ведь в записи пластинки участвовали ох какие музыканты! Тут и музыканты группы «Маша и Медведи» в полном составе - гитаристы Максим Хомич и Вячеслав Мотылев, барабанщик Вячеслав Козырев. Здесь и басист Денис Петухов (экс-«Наив»), и духовик Алексей Стратонов (экс-«Квартал»), и скрипач Александр Лучков (экс-«Манго-Манго»). Лучшие силы русского рока собрались в одной студии у монстра «Кристальной музыки» Михаила Кувшинова, директора и впередсмотрящего Линды. И что же получилось? Музыканты с удовольствием играют ту музыку, которую принято называть «крутой» в среде прозападнически настроенных музыкантов. Гранж и пост-гранж, струйки брит-попа и фейерверки ню-металла сыграны с редкой свободой духа и беззаветного отчаяния. Музыканты словно понимают, что обречены на непонимание. И они действительно обречены. Потому что на выходе получилось крайне невнятное высказывание от образованных людей. Ради чего весь этот салат? Ни одной хитовой мелодии на альбоме нет. Если ради демонстрации прекрасного вокала Ольги Дзусовой, то даже этого не получилось. Среди 12 композиций с вокалом нет ни одной, в которой на первом плане была бы виртуозная техника певицы, перепевшей чуть ли не во всех выдающихся альбомах русского рока. Голос всегда позади хрипящих и скрипящих гитар. Голос душат неимоверным количеством гитар. Скажем, хитом могла бы быть «Чайка» с запоминающимся рефреном из одного слова. Но из песни сделали бенефис необязательных гитар, которые к тому же играют невесть что, но никак не мелодию рефрена и даже не вариации на ее тему. Голос Дзусовой глубоко упрятан среди бульканий и хрипов. И он безумно одинок. Никто из музыкантов не подставляет своего мужского плеча мелодии вокала. Никто не хочет играть ни в унисон, ни хотя бы с импровизационными интервалами с мелодией. Даже скрипка и флейта. Напротив, каждый норовит играть что-то свое, весьма креативное и модное. Но в итоге все креативное наслоено друг на друга, как непропеченный слоеный пирог. И единственная запоминающаяся композиция на альбоме – как раз сыграна без участия Ольги Дзусовой. Она вообще инструментальная, и называется «Арабика». В ней именитые музыканты выложились по полной в том жанре, который можно было бы назвать этническим трип-хопом или дабом, и который вспоминается при упоминании «Gabin» или «Banco De Gaia». Жаль только, что и эта композиция попросту сплагиачена из саундтрека Эрика Серра к знаменитому фильму «Пятый элемент» Люка Бессона, и должна называться все-таки «Little Light of Love», а не «Арабика». А теперь вернемся к заявленной теме русского языка и импортозамещения. Когда ударение в слове перескакивает при пении с правильного на неправильного один раз, это украшение. Когда ударения стоят постоянно не на своих местах, задумываешься о происхождении продукта. Так случается, когда сочинена мелодия, потом независимо от нее сочинен текст, а потом приходит кто-то и складывает вместе. А если не укладывается одно в другое, его вбивают молотком, ломая крошку по краям. В альбоме «С’оль» молоток поработал больше музыкантов. Начиная с первой песни «В декабре», где ударения летают вперед-назад, мешая понять элементарный смысл слов. И заканчивая последней «По грибы». Шедевр, конечно, - строчка «Как мы хОдили нА тот берЕг». Словом, разброд и шатание. То ли у нас в России все толковое делается из-под палки диктатора (коим Ольга Дзусова вовсе не является по мягкости характера), то ли очень хотелось показать в одной пластинке сразу все… Уж нельзя и решить. Но творческой удачей Ольги Дзусовой альбом «С’оль» никак нельзя назвать. Отдельно взятые музыканты могут в теплой компании показывать отдельно от песен взятые удачные риффы и гордиться ими. Может быть, ради этого все и затевалось? Альбом «С’оль» рекомендуется людям, уважающим грандж и уверенным, что в России так никто играть не умеет. Не рекомендуется любителям красивых мелодий и внятного русского языка. Вадим ПОНОМАРЕВ |